7 августа премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил на заседании кабинета министров, что правительство готово ввести новые ответные санкции — на этот раз в отношении продукции иностранного автопрома. Если власти таким образом ответят оппонентам по украинскому вопросу, то Россия может полностью или частично лишиться импорта автомобилей американских, европейских и японских брендов. Однако далеко не все иномарки ввозятся в Россию в готовом виде — огромное количество популярных машин собирается внутри нашей страны. Какие автомобили попадают под возможные санкции, какие иномарки не зависят от политики и кому выгодны такие запреты — в материале НГС.АВТО.
Кореец русскому друг
Как гласит статистика за 2013 год, отечественные автобренды в Новосибирске занимают седьмую часть в объеме продаж всех новых машин. Шесть из семи приобретаемых авто — иномарки. 7 августа на заседании кабинета министров РФ премьер-министр Дмитрий Медведев заявил: «Мы потенциально готовы ввести и защитные меры в авиастроении, судостроении, в автомобильной промышленности и в других отраслях, но делать это будем осмысленно». Так его слова передает государственное информационное агентство «ИТАР-ТАСС». Информагентство «РБК» приводит расширенную реплику второго лица государства. В частности, Дмитрий Медведев высказал надежду, «что у наших партнёров экономический прагматизм возьмёт верх над дурными политическими соображениями». «Они будут думать, а не пугать и ограничивать Россию, и взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество будет восстановлено в прежних объёмах», — отметил премьер-министр.
Если предположить, что санкции против импортных легковых авто все-таки будут приняты, то под удар попадет большинство иностранных брендов. Дело в том, что список стран-поставщиков автомобилей практически полностью совпадает со списком оппонентов России по украинскому вопросу: США, Великобритания, Германия, Франция, Италия (по линии Евросоюза, отдельных санкций не объявляла), Чехия (по линии ЕС), Швеция (по линии ЕС) и Япония. Из числа крупных импортеров автомобилей в стороне от конфликта пока остаются только Южная Корея и Китай.
Сами мы местные
Однако даже если правительство временно ограничит импорт автомобилей, это станет, скорее, формальной мерой — на сегодняшний день на территории России осуществляется сборка 60 моделей иностранных машин. Степень локализации производства зарубежных автобрендов существенно отличается — от полной до нулевой.
Лучше всего подготовились к санкциям американцы. Так, компания Ford производит в России весь предназначенный для локальных продаж модельный ряд, за исключением не особо популярного пикапа Ranger. Весь обширный модельный ряд Chevrolet производится в России и Узбекистане, а из США поставляются только дорогие спорткары Camaro и Corvette. Даже премиум-бренд Cadillac локализовал сборку трех из четырех своих моделей (за исключением седана ATS). Стопроцентной локализации производства удалось достичь также чешской марке Skoda.
Предусмотрительными оказались и немцы. Из российского модельного ряда Opel за рубежом производится только хэтчбек Corsa. Более половины модельного ряда BMW также собирается в России. Из-за границы приезжают модели 1-й, 2-й, 4-й и 6-й серий, а также «прокачанные» авто серий Z4 и M. Французский бренд Renault производит в России 6 из 10 моделей (импортируются автомобили Megane, Clio, Scenic и Kangoo).
Одной ногой там, другой тут
Второй тип иностранных автопроизводителей — это те, чей модельный ряд локализован наполовину или менее. Пять из десяти моделей Volkswagen собирают в РФ, а «настоящими иностранцами» являются лишь модели Golf, Scirocco, Beetle, Touran и Phaeton. Японский бренд Nissan производит в России только четыре модели — Murano, X-Trail, Almera и Teana. У корпорации Toyota локализация еще меньше — в РФ собирают седан Camry и внедорожник Toyota Land Cruiser. Столь же осторожны Mitsubishi (локализованы модели Outlander и Pajero Sport) и Mazda (в РФ производятся CX-5 и модель 6).
Не понимаю по-русски
Не имеют производства легковых моделей в России 5 популярных автобрендов: Honda, Subaru, Lexus, Mercedes-Benz и Audi. В случае применения санкций на импорт автомобилям этих марок вероятней всего будет закрыт доступ в Россию.
Также имеет смысл перечислить отдельные потенциально «невъездные» автомобили, доныне хорошо продававшиеся в Новосибирске: Toyota Corolla, Toyota RAV-4, Nissan Quashqai, Mazda 3 и Mitsubishi ASX.
Что уже куплено
Даже в случае самого пессимистичного сценария те новосибирцы, что уже приобрели иномарки, практически не пострадают. К такому выводу можно прийти на примере массового бренда Renault. По словам заместителя генерального директора ДЦ Renault компании «Автомир-Новосибирск» Василия Возилкина, при выполнении ремонта из-за рубежа поставляются только самые сложные узлы автомобиля — двигатель и коробка передач. Большинство более простых деталей и фирменные «расходники» в достаточном количестве имеются на российских складах Renault. «Что же касается запрета на импорт легковых автомобилей, то я в это не верю. Скорее всего, имеется в виду потенциальная возможность ограничений по специальным видам транспорта, но никак не в сфере массового автомобилестроения», — высказал сомнения г-н Возилкин.
Марк Волков
Фото thinkstockphotos.com