На маршрут № 63, от Троллейного жилмассива до Ключ-Камышенского плато, вышли три «ГАЗели», в которых установлены терминалы для безналичного расчета за проезд. Несмотря на то что устройства пока не работают, перевозчики полны оптимизма — они надеются внедрить их повсеместно. Мелкие перевозчики признали удобство системы, однако опасаются: наличные надежнее, а «электронные» деньги заставят менять всю систему начисления зарплат и учета. О том, что принесет пассажирам нововведение, почему провалились прошлые попытки заменить кондукторов роботами и что ждет общественный транспорт в ближайшие 5–10 лет, — в материале корреспондента НГС.НОВОСТИ.
Первые терминалы под Единую транспортную карту появились в трех маршрутках № 63, которые курсируют от Троллейного жилмассива до Ключ-Камышенского плато. Правда, пока они не работают. Как сообщили НГС.НОВОСТИ в МУП «ПАТП-5», обслуживающем маршрут, договор с компанией находится на стадии подписания, поэтому ориентировочная дата запуска системы — пятница, 17 января. Выбор маршрута в предприятии объяснили его протяженностью и высоким пассажиропотоком. Со временем в ПАТП надеются оснастить ими все маршрутки № 63.
Президент организации Валерий Новоселов добавляет: «Карточка будет позволять ездить как в автобусе [с кондукторами], так и в маршрутке [без кондукторов]. С ней удобно: карточку поднес — и все, никаких больше манипуляций. Такая система существует во всем мире», — пояснил собеседник необходимость нововведений.
Прибор — металлическую коробку размером чуть меньше кирпича — крепят на поручне возле входной двери. К пятнице там же появится короткая инструкция — как ими пользоваться. В компании «ИНТ-ридер», где разработали и наладили производство терминалов, рассказали: приложив ЕТК, пассажир услышит звуковой сигнал и увидит мигание светодиода — знак, что средства с карты списаны.
В кабинах водителей на следующей неделе установят экраны, на которые выводится информация об оплате — чтобы обеспечить контроль за «зайцами».
Программное обеспечение предусматривает также возможность списывать разные суммы на тех маршрутах, где стоимость проезда дифференцирована (например, в маршрутных такси от Речного вокзала до Академгородка. — А.А.), однако тестовые модели такой функции лишены. По желанию заказчика, добавил Владислав Коротченко, директор ООО «ИНТ-ридер», терминал можно будет оснастить принтером для печати чеков, подтверждающих оплату проезда. Впрочем, переход на «безнал» не будет абсолютным: водители по-прежнему будут принимать плату и наличными.
«Я думаю, что за этим будущее», — отметил Валерий Новоселов, упомянув очевидное удобство для перевозчиков — деньги за проезд по «безналу» поступят на счет компании уже на следующей день. Предприниматель Эдуард Остапенко (обслуживает пять маршрутов) в этом усомнился: «Если по этой транспортной карте платеж задержат на 2 месяца — что у нас практикуется, — мелкий перевозчик может просто закрыться. Там процедура не такая, что сегодня у тебя пассажиры воткнули карточку, а тебе пришли деньги сразу. Это безусловно правильно и нужно — мир-то движется, развиваются технологии. Но исполнение оставляет желать лучшего».
Кроме того, считает собеседник, многим придется полностью менять систему финансовых взаимоотношений в фирме: многие водители работают сдельно-премиально и платят каждый день фиксированную сумму «в план». С внедрением ЕТК, где деньги будут уходить сразу на счет предприятия, придется переходить на зарплатную систему и заводить дополнительную отчетность.
«Думаю, мелким перевозчикам это будет как приговор», — прогнозирует Эдуард Остапенко.
Попытку перевести оплату проезда на безналичный расчет перевозчики уже предпринимали — в 2009 году в ряде пассажирских автобусов появились терминалы. Однако тогда эксперимент провалился по двум причинам. «Первая и основная причина — несознательность наших граждан. Кто будет отслеживать, рассчитался ли он? Да и наличность надо собирать. А зачем оплачивать и кондуктора, и обслуживание терминала?» — отметили в ООО «Группа компаний ПАТП» (обслуживает автобусный маршрут № 64. — А.А.). Вторая причина, по словам Владислава Коротченко, крылась в несовершенстве оборудования: «Насколько мне известно, [тогда] «Золотая Корона» использовала банковские терминалы, мало предназначенные для работы в транспорте, и выносные считыватели, которые способны на это, но на сегодня уже отстали от жизни».
Популярность ЕТК в Новосибирске огромна: по данным мэрии, с 2009 года количество активированных карт увеличивалось скачкообразно. Если по данным на 1 июня 2009-го было активировано 65 тыс. ЕТК, то к концу 2010 года на руках у новосибирцев были уже 600 тыс. экземпляров. По данным официального сайта «Золотая Корона — Транспортная карта», в 2012 году общее количество электронных проездных составило 1,15 млн экземпляров. Система включает в себя 9 видов карт, которые принимают в метрополитене и всех видах наземного транспорта, кроме маршрутных такси.
В будущем, возможно, к ним присоединятся пригородные электрички (изображение которых, кстати, на ЕТК есть). Проект провалился на старте, но, возможно, к нему вернутся уже в нынешнем году.
Как рассказал НГС.НОВОСТИ Василий Волокитин, начальник управления пассажирских перевозок министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, в конце прошлого года в областном правительстве снова подняли этот вопрос. Однако его решение отложили из-за сокращения расходной части бюджета-2014 — проект стоит несколько миллионов рублей, и к нему вернутся в рамках внедрения Универсальных электронных карт (УЭК). В компании-разработчике терминалов добавили, что технически устройства готовы принимать УЭК для расчетов за проезд.
Александр Агафонов
Фото Александра Ощепкова (1), Елены Воробьевой (2)