Дороги и транспорт Деньги можно не давать

Деньги можно не давать

В маршрутках установили терминалы для расчета за проезд карточками — пассажирам станет удобнее, но многие перевозчики разорятся

На маршрут № 63, от Троллейного жилмассива до Ключ-Камышенского плато, вышли три «ГАЗели», в которых установлены терминалы для безналичного расчета за проезд. Несмотря на то что устройства пока не работают, перевозчики полны оптимизма — они надеются внедрить их повсеместно. Мелкие перевозчики признали удобство системы, однако опасаются: наличные надежнее, а «электронные» деньги заставят менять всю систему начисления зарплат и учета. О том, что принесет пассажирам нововведение, почему провалились прошлые попытки заменить кондукторов роботами и что ждет общественный транспорт в ближайшие 5–10 лет, — в материале корреспондента НГС.НОВОСТИ.

Первые терминалы под Единую транспортную карту появились в трех маршрутках № 63, которые курсируют от Троллейного жилмассива до Ключ-Камышенского плато. Правда, пока они не работают. Как сообщили НГС.НОВОСТИ в МУП «ПАТП-5», обслуживающем маршрут, договор с компанией находится на стадии подписания, поэтому ориентировочная дата запуска системы — пятница, 17 января. Выбор маршрута в предприятии объяснили его протяженностью и высоким пассажиропотоком. Со временем в ПАТП надеются оснастить ими все маршрутки № 63.

Президент организации Валерий Новоселов добавляет: «Карточка будет позволять ездить как в автобусе [с кондукторами], так и в маршрутке [без кондукторов]. С ней удобно: карточку поднес — и все, никаких больше манипуляций. Такая система существует во всем мире», — пояснил собеседник необходимость нововведений.

Прибор — металлическую коробку размером чуть меньше кирпича — крепят на поручне возле входной двери. К пятнице там же появится короткая инструкция — как ими пользоваться. В компании «ИНТ-ридер», где разработали и наладили производство терминалов, рассказали: приложив ЕТК, пассажир услышит звуковой сигнал и увидит мигание светодиода — знак, что средства с карты списаны.

В кабинах водителей на следующей неделе установят экраны, на которые выводится информация об оплате — чтобы обеспечить контроль за «зайцами».

Программное обеспечение предусматривает также возможность списывать разные суммы на тех маршрутах, где стоимость проезда дифференцирована (например, в маршрутных такси от Речного вокзала до Академгородка. — А.А.), однако тестовые модели такой функции лишены. По желанию заказчика, добавил Владислав Коротченко, директор ООО «ИНТ-ридер», терминал можно будет оснастить принтером для печати чеков, подтверждающих оплату проезда. Впрочем, переход на «безнал» не будет абсолютным: водители по-прежнему будут принимать плату и наличными.

«Я думаю, что за этим будущее», — отметил Валерий Новоселов, упомянув очевидное удобство для перевозчиков — деньги за проезд по «безналу» поступят на счет компании уже на следующей день. Предприниматель Эдуард Остапенко (обслуживает пять маршрутов) в этом усомнился: «Если по этой транспортной карте платеж задержат на 2 месяца — что у нас практикуется, — мелкий перевозчик может просто закрыться. Там процедура не такая, что сегодня у тебя пассажиры воткнули карточку, а тебе пришли деньги сразу. Это безусловно правильно и нужно — мир-то движется, развиваются технологии. Но исполнение оставляет желать лучшего».

Кроме того, считает собеседник, многим придется полностью менять систему финансовых взаимоотношений в фирме: многие водители работают сдельно-премиально и платят каждый день фиксированную сумму «в план». С внедрением ЕТК, где деньги будут уходить сразу на счет предприятия, придется переходить на зарплатную систему и заводить дополнительную отчетность.

«Думаю, мелким перевозчикам это будет как приговор», — прогнозирует Эдуард Остапенко.

Попытку перевести оплату проезда на безналичный расчет перевозчики уже предпринимали — в 2009 году в ряде пассажирских автобусов появились терминалы. Однако тогда эксперимент провалился по двум причинам. «Первая и основная причина — несознательность наших граждан. Кто будет отслеживать, рассчитался ли он? Да и наличность надо собирать. А зачем оплачивать и кондуктора, и обслуживание терминала?» — отметили в ООО «Группа компаний ПАТП» (обслуживает автобусный маршрут № 64. — А.А.). Вторая причина, по словам Владислава Коротченко, крылась в несовершенстве оборудования: «Насколько мне известно, [тогда] «Золотая Корона» использовала банковские терминалы, мало предназначенные для работы в транспорте, и выносные считыватели, которые способны на это, но на сегодня уже отстали от жизни».

Популярность ЕТК в Новосибирске огромна: по данным мэрии, с 2009 года количество активированных карт увеличивалось скачкообразно. Если по данным на 1 июня 2009-го было активировано 65 тыс. ЕТК, то к концу 2010 года на руках у новосибирцев были уже 600 тыс. экземпляров. По данным официального сайта «Золотая Корона — Транспортная карта», в 2012 году общее количество электронных проездных составило 1,15 млн экземпляров. Система включает в себя 9 видов карт, которые принимают в метрополитене и всех видах наземного транспорта, кроме маршрутных такси.

В будущем, возможно, к ним присоединятся пригородные электрички (изображение которых, кстати, на ЕТК есть). Проект провалился на старте, но, возможно, к нему вернутся уже в нынешнем году.

Как рассказал НГС.НОВОСТИ Василий Волокитин, начальник управления пассажирских перевозок министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, в конце прошлого года в областном правительстве снова подняли этот вопрос. Однако его решение отложили из-за сокращения расходной части бюджета-2014 — проект стоит несколько миллионов рублей, и к нему вернутся в рамках внедрения Универсальных электронных карт (УЭК). В компании-разработчике терминалов добавили, что технически устройства готовы принимать УЭК для расчетов за проезд.

Александр Агафонов

Фото Александра Ощепкова (1), Елены Воробьевой (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Мнение
Летнее Солнцестояние — 2024: как подготовиться к этому дню и зарядиться энергией — советы астролога
Юлия Тарантина
Мнение
Почему лучше успеть оформить загранпаспорт до 1 июля и как это сделать — советует юрист
Дмитрий Дерен
адвокат
Мнение
«Реформаторы примут решение, а вы, бабоньки, вывозите. Выручайте страну». Что думает про отмену ЕГЭ обычный учитель
Ирина Ульянова
Учитель
Мнение
«А рожать в таком городе не хочется»: молодая мама из Новосибирска — о недоступности транспорта для людей с колясками
Татьяна Строкатова
молодая мама
Мнение
Почему не надо ехать на Байкал. Непопулярное мнение местного жителя о том, что не так с великим озером
Виктор Лучкин
журналист
Рекомендуем
Знакомства
Объявления