Подводя итоги работы городского транспорта в первую — праздничную и морозную — декаду января, первый заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов сообщил, что граждане жалуются на низкую температуру в салонах. Минусовые температуры в Новосибирске преобладают минимум пять месяцев в году, и выбор гражданами более теплого средства передвижения может коренным образом повлиять на пассажиропоток различных видов транспорта. Не дожидаясь результатов проверок, НГС.НОВОСТИ составили свой рейтинг комфортности различных видов транспорта в зимний период.
«В пиковые морозы в салонах было довольно-таки прохладно. Наши инспекторы выходили на линию и выборочно проверяли транспорт, чтобы печки в салонах были включены», — поведал первый заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов на брифинге 11 января. В целом вице-мэр удовлетворен работой общественного транспорта в морозные праздники и отметил, что по сравнению с прошлым годом метрополитен перевез тот же объем пассажиров, а наземным транспортом граждане пользовались даже активнее.
Трамвай вообще может претендовать на тропическую пальму первенства — так он не любит холодов. Хотя нас заверили в МУП «Горэлектротранспорт», что заводом-изготовителем прописан температурный режим работы трамвая до –40 градусов. Правда, это касается новых трамваев. А трамваи потому и отстают в нашем рейтинге, что являются самым изношенным новосибирским транспортом. «На отопление салона электрическими калориферными отопителями уходит до 15–17 % потребляемой трамваем электроэнергии», — подсчитали в «Горэлектротранспорте».
В новых троллейбусах тоже теплее, чем в старых, но даже в энгельсовских Trolza не хочется приземляться на холодные сиденья, которые, в отличие от трамвайных, не подогреваются снизу.
В лютые морозы пассажиры кучкуются вокруг самого теплого места в салоне — места кондуктора. В эти моменты страшно представить, что когда-нибудь кондукторов в общественном транспорте не будет, а вместе с ними пропадут и все эти ржавые, но весьма эффективные самодельные печки и вентиляторы. В ноябре по три дополнительные печки установили в старых троллейбусах Иркутска. Каждая обошлась транспортниками в 7,5 тыс. рублей.
За тепло в салонах автобусов приходится платить дополнительным расходом топлива. Главный инженер ПАТП-4 Михаил Бурматов говорит, что у автобуса МАЗ обычный расход дизельного топлива 41 литр в час, а с включенными печками — на 2,3 литра в час больше: «Нормативы у нас такие: если наружный воздух +5 °С, мы уже должны включать отопитель салона, а по внутренней температуре нормативов нет». Главный инженер ПАТП-4 рассказал, что за 9 лет они научились эксплуатировать белорусские автобусы зимой, а поначалу у них замерзали сцепление, трос газа и переключение скоростей на механической коробке передач. Коммерческие перевозчики утверждают, что в зимние месяцы с учетом прогрева двигателей расход солярки может возрастать на 30 %.
Помимо традиционного невыхода на линию ноу-хау в борьбе водителей коммерческих автобусов большой вместимости с экстремальными температурами стала закрытая задняя дверь.
Господин Бурматов из ПАТП-4 уверен, что это они не нарочно: «Они просто замерзали: там воздух перехватывало». В то же время он отмечает, что китайские автобусы (ZhongTong, Higer и другие), по его наблюдениям, весьма неплохо справились с морозами, и одна из их сильных сторон — средняя дверь, которая открывается, не создавая сквозняка в салоне. ZhongTong поставляют в Новосибирск в адаптированном варианте: двойная теплоизоляция, меньше форточек. Лучшие автобусы для морозов, считает Михаил Григорьевич, это старенькие львовские ЛАЗ с двумя узкими дверьми и бессмертный советский ЛиАЗ-677 (в простонародье «Луноход») в северном исполнении: «Они теплые, неприхотливые, и система отопления (воздушная, использующая тепло системы охлаждения двигателя. — К.П.) очень проста».
Секрет популярности маршрутных такси в морозы заключается в меньшем количестве остановок (а значит — открываний-закрываний двери) и в том, что у водителей и пассажиров общий салон, а значит, и микроклимат один на всех.
Холодно бывает в маршрутках на задних сиденьях (особенно в «ГАЗелях»), а на передних очень тепло, особенно ногам. За эти места морозными вечерами пассажиры едва ли не дерутся, забывая о том, что они же — самые опасные при лобовом столкновении.
Чемпионом по температуре в салоне среди наземных видов транспорта является электропоезд. Если закрыты все внешние двери и промежуточные двери в тамбур, ехать в электричке очень комфортно, а порой сидеть на «печке» даже слишком жарко. Разумеется, у самого теплого вида транспорта есть масса недостатков, и решение все-таки отменить 16 электропоездов с февраля говорит само за себя: электрички в нынешнем виде не претендуют на то, чтобы быть полноценным внутригородским наземным транспортом.
Константин Пономарев
Фото автора (1, 3), liaz-677.ru (2)