Добраться до места презентации нового пассажирского микроавтобуса Iveco Daily на улице Станционная днем 30 сентября можно было пешком, на машине, на троллейбусе, коммерческом автобусе, маршрутной «ГАЗели» или даже (если повезет) на маршрутном Ford Transit. Но в этом списке транспортных средств не было и не могло оказаться самого Iveco Daily: официально ни одного такого микроавтобуса в Новосибирске еще не продано. Однако именно Iveco Daily стал еще одним кандидатом на место маршрутных «ГАЗелей», которое, как подтвердил главный по транспорту в мэрии Новосибирска Андрей Ксензов, скоро станет вакантным.
Охота на «ГАЗелей» в Новосибирске началась еще в начале 2007 года, практически сразу после того, как завершился процесс замены «пазиков» на автобусы большой вместимости. В вину российским микроавтобусам и их владельцам вменялись и технический износ, и многочисленные переделки в салоне, и кустарный перевод на газ. Долгое время горьковским автомобилям альтернативы не было, но сначала летом 2007 года появился Ford Transit, а потом и другие микроавтобусы, которые, впрочем, не нашли такого широкого применения.
Справка: Городской автобус на базе Iveco Daily 50C15 имеет 19 мест для сидения при общем числе пассажиров 26. Вход в пассажирский салон через сдвижную дверь, два пассажирских места расположены рядом с водителем. Отделка салона пластиком, напольное противоскользящее покрытие, вентиляционный люк аварийный светопроводящий, поручни для перевозки пассажиров стоя. Колесная формула 4 с задним приводом. Двигатель дизельный Euro3, Euro4 при мощности 146 л.с. потребляет 10 литров на 100 км.
Iveco Daily похож на увеличенный в размерах Ford Transit. Рожденный обычным фургоном, в Нижнем Новгороде он переделывается в пассажирский микроавтобус с установкой стекол, сидений и другого оборудования. Представитель московского дилера Iveco рекламирует свой товар со знанием местной специфики: «Те люди, которые начинают работать с этим автомобилем, имеют перспективу остаться на рынке». Скорее всего, столичный гость имел в виду надежность машины, но сразу несколько коммерческих перевозчиков признались корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что испытывают все возрастающее давление со стороны мэрии и Управления пассажирских перевозок: не отказавшихся от «ГАЗелей» предпринимателей пугают перспективой поражения на конкурсах.
«Мы не собираемся никого агитировать, но наша цель — показать модели, которые прежде всего безопасны для перевозки пассажиров. Исходя из этого и нужно строить долгосрочную политику: эта машина покупается не на один год, а на 5–6 лет», — говорит начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Андрей Ксензов и добавляет, что замена «ГАЗелей» на более безопасные машины укладывается в программу муниципалитета. Уже в этом году будет поднят вопрос о переводе на новую технику и муниципальных маршруток — их в городе около 60.
По сравнению с пассажирскими «ГАЗелями» Iveco Daily станет для коммерческих перевозчиков если не «золотым» (встречаются предложения и подороже), то «серебряным» приобретением — около 1,5 млн рублей. Однако господин Ксензов уверен, что даже в этих условиях есть возможность сдерживать тарифы: «На последних встречах с перевозчиками мы предложили им зафиксировать тарифную политику не только до конца года, но и на следующий год».
В своем предложении продавец Iveco Daily в Новосибирске ООО «Триал-Авто» делает упор на безопасности этого микроавтобуса. Данной цели служат и специальные системы курсовой устойчивости, управления тормозами, и хорошие результаты тестов по протяженности тормозного пути с полной загрузкой. Согласно информации «Триал-Авто», именно Iveco Daily является одним из самых «тормозных» автофургонов. «Кроме того, он отлично показал себя в тестах на опрокидывание», — добавляет Александр Шарапов, менеджер по ключевым клиентам Iveco (Москва).
Однако, как стало ясно из обсуждения новой машины с частными перевозчиками, их прежде всего интересуют эксплуатационные качества обычного фургона в несвойственном ему режиме пассажирского автобуса. «У меня на Ford Transit педаль сцепления к середине рабочего дня уже красная, он же рассчитан на езду по автобанам с постоянной скоростью — вот и ломается», — говорит частный перевозчик Андрей. Другие сетуют, что машины должны сразу оснащаться автоматическим приводом пассажирской двери: не так давно это стал делать Ford. Иначе дверь становится первой деталью, которую приходится менять, и даже черный юмор про возможную гибель пассажира от монтировки не спасает.
Константин Пономарев
Фото автора