NGS
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+13°

ясная погода, без осадков

ощущается как +8

5 м/c,

зап.

754мм 28%
Подробнее
7 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Дороги и транспорт В. Смирнов: «Это разве дорога?»

В. Смирнов: «Это разве дорога?»

Интервью с президентом ОАО «Новосибирскавтодор» о нарушениях в дорожном строительстве

В конце января 2008 года депутаты облсовета заслушали отчет Контрольно-счетной палаты по проверке использования бюджетных средств, выделенных муниципальным образованиям на объекты дорожной инфраструктуры. Проверка выявила множественные нарушения. Как оказалось, денег на развитие сельских дорог выделяется как никогда много, но на областном уровне порядок предоставления муниципальным образованиям субсидий на эти цели не принят. О результатах проверки и о дорогах области корреспондент НГС.НОВОСТИ разговаривал с депутатом облсовета и президентом ОАО «Новосибирскавтодор» Владимиром Смирновым.

Что показала проверка и какие конкретно были выявлены нарушения?

Цель проверки была в том, чтобы выяснить, как используются средства муниципального фонда развития. Выяснилось, что из всего фонда (около 480 млн рублей) департамент транспорта и дорожного хозяйства области распределил только 280 млн рублей. Остальную сумму (без участия департамента) в виде субсидий распределило Управление финансов и налоговой политики Новосибирской области. Как правило, деньги выделялись только на основании писем глав муниципальных образований и направлялись на текущее содержание, а нужно было на капитальный ремонт или строительство дорог.

Я думаю, сегодня муниципальные образования не готовы к правильному использованию этих средств. У них в штате нет специалистов-дорожников либо строителей, знающих дорожные ГОСТы, СНиПы, поэтому в каждом из нескольких проверенных муниципальных образований есть недостатки.

Например, глава одного из муниципалитетов ремонтировал дорогу, используя шлак от котельной. Это разве дорога? Или применяли для дорожной «одежды» кирпичный щебень, а это же обыкновенный бой кирпича. Им засыпали дорогу и отчитались за отремонтированную улицу. После нескольких дождей от этого щебня ничего не останется, а потом будут говорить, что дорожные деньги потрачены впустую. О таком «ноу-хау» впервые слышу за 40 лет работы в дорожной отрасли.

Некоторым муниципальным образованиям выделили очень маленькие суммы — меньше 100 тыс. рублей. Что на них можно сделать? Даже проектно-сметную документацию невозможно изготовить. Да глава сам не знает, куда девать такие маленькие суммы, а средства должны быть использованы по назначению. В этом плане, я думаю, нужно сконцентрировать средства в районе и отдать нескольким муниципальным образованиям. У нас есть муниципальные образования, в которых более 80 % грунтовых дорог. Если им не давать деньги, они никогда не сделают улицы. Конечно, хорошо, что что-то отремонтировали на доставшиеся деньги, но цель — построить дороги в селе, чтобы люди могли без болотных сапог дойти до автобусной остановки или Дома культуры.

Как же тогда осуществлялся контроль качества, когда расходовались деньги?

У нас несколько уровней дорог: федеральные, территориальные и муниципальные. По первым двум понятно — есть заказчик и исполнитель, а вот с муниципальными сложнее. У них нет службы, которая бы этим заведовала, никто их не контролирует. Хотя за использованием средств должен следить департамент (он несет ответственность по положению), но в департаменте нет людей, которые бы могли ездить-смотреть-контролировать. Муниципальное образование заключает договоры с подрядчиком, но контролировать процесс работ оно не может — нет специалистов.

Хотелось бы узнать ваше мнение как президента «Новосибирскавтодор», какими должны быть объекты дорожной инфраструктуры?

Требования к строительству всех дорог одинаковы. Только в зависимости от назначения категорий применяются разные конструкции дорожной «одежды». Сельским дорогам асфальт, к примеру, не нужен — можно обойтись хорошим щебеночным покрытием. Там маленькая интенсивность движения и достаточно 5-й технической категории автомобильной дороги. Это всего 4,5 метра твердого покрытия. Если говорим о межрайонных дорогах, то это 8 метров покрытия. На содержание муниципальных денег нужно меньше, но к сожалению, в большинстве своем там дорог вообще нет.

Что позволит улучшить качество дорог?

Если говорить о муниципальных дорогах, то департамент транспорта и дорожного хозяйства области сделал выводы. Думаю, уже в этом году все начнет меняться, но это займет не один год. Материалы Контрольно-счетной палаты будут разосланы всем главам муниципальных образований. Если люди умные, то они сделают правильные выводы и не повторят ошибки, которые их коллеги сделали в прошлом году. Кроме того, проблема еще в том, что деньги выделили, а формально муниципальные образования не имеют на балансе этих дорог, мостов. Их инвентаризация не была проведена. Дороги, которые принято считать муниципальными, не имеют хозяина. Только сейчас перед главами муниципалитетов поставили задачу, чтобы они сделали паспортизацию дорожных объектов, что потребует больших средств.

Я считаю, что тех денег, которые сейчас выделяются на дорожную инфраструктуру, недостаточно. Даже заявление губернатора о том, что в 2010 году на дороги будет направлено 15 млрд рублей, не решает всех проблем. Потребуется гораздо больше. Сейчас, например, мы ремонтируем 100 км областных дорог, а нужно в среднем 500–800 км. Дороги построены давно, а интенсивность движения возрастает — идет сильный износ покрытия. Будут приличные средства — тогда можно строить и ремонтировать.

Выходит, единственная возможность сделать дороги лучше — вкладывать в них больше денег?

Если средств будет больше, мы будем больше ремонтировать. У нас 3 тыс. км дорог с асфальтобетонным покрытием. В год мы ремонтируем 70–80 км, а подновлять покрытие дороги требуется уже через 6–8 лет использования. Ямочный ремонт — это текущее содержание. Дороги Каргат — Кочки, Каргат—Довольное, Барабинск—Здвинск построены более сорока лет назад, а мы их не ремонтируем — нет денег. Средства выделяются только для того, чтобы подлатать эти дороги, но не на хороший ремонт. У дорожников есть машины, которые могут перерабатывать старое покрытие и, используя его, сделать новое. Не хватает средств — под эту машину нам дают 5–10 км в год, а возможности позволяют до 70 км.

Да, бюджет дорожного строительства растет, но вместе с тем для дорог появляются новые требования. Раньше мы делали 7 метров по ширине проезжую часть, а сейчас нужно только 8 метров. Кроме того, в России и сегодня нет хороших битумов. Нефтеперерабатывающие предприятия не модернизировались несколько десятилетий. До сих пор битумы выпускаются по старым ГОСТам, что сказывается на долговечности дорог. Мы сами пытаемся модифицировать битум, применяя добавки, что неизменно ведет к удорожанию, но не дает ожидаемого результата.

Каким будет бюджет дорожной отрасли на текущий год?

В 2008 году на строительство, ремонт и содержание дорог будет потрачено 8,5 млрд рублей.

Можно ли будет говорить о том, что в городе сделают хорошие дороги?

Можно много говорить о дорогах в Новосибирске. Понятно, что их нужно расширять, строить хотя бы двухуровневые развязки на крупных пересечениях, а не делать движение по кольцу на площадях. Если говорить о качестве проезжей части (многие говорят, что плохое), я скажу, что есть и гораздо хуже. В начале мая я был в Барнауле. То, что я там увидел, меня поразило — наши дороги в несколько раз лучше. В конце апреля у нас уже вовсю делали ямочный ремонт, а там проехать было невозможно. В Омске в конце мая был — также дороги не лучше, чем в Новосибирске. Если сравнить с Кемерово — там хорошие дороги, отрицать не буду. Дорожный бюджет у нас был примерно одинаков и даже больше в Кемеровской области, но дело-то в том, что там 4,5 тыс. км дорог, а в Новосибирской области — 11 тыс. км. Сравнивать не совсем этично. Что касается моего видения, то я убежден, что подъезды к областному центру должны быть расширены и выполнены с разделительной полосой, что позволит предупредить ДТП, так как здесь наибольшая интенсивность движения. Ну и конечно, вокруг Новосибирска должна быть проложена автодорога федерального значения — транзитному транспорту в городе делать нечего.

Максим Мельников

Фото nr2.ru и Евгении Брыковой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления