Тысячи новосибирцев заполнили новостные ленты «ВКонтакте» бесплатным розыгрышем квартиры в микрорайоне «Новомарусино» — сомнительные условия акции любителей призов не смутили. Корреспондент НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ выяснила, кто и зачем раздает бесплатные квартиры и как отличить реальный приз от обмана.
17 июля паблик в соцсети «ВКонтакте» с названием «Новосибирск ? Город сказка» запустил розыгрыш, который меньше чем за неделю собрал более 25 тыс. репостов и почти 30 тыс. лайков. Сам паблик, для которого этот розыгрыш стал первой публикацией, за это время получил более 28 тыс. читателей.
Предметом акции стала квартира-студия площадью 20,5 кв. м в микрорайоне «Новомарусино». Как сообщается в широко разошедшейся по соцсети публикации, принять участие в ней может любое физическое лицо, но только один раз. Для этого надо подписаться на паблик «Новосибирск ? Город сказка» и поделиться записью на своей странице.
Зато в целом текст выглядит так, будто акцию проводит застройщик: о старте розыгрыша, говорится в нем, «объявляет» сам жилой комплекс, а после условий следует подробное описание всех прелестей проживания в микрорайоне. В сообществе же на момент активного распространения записи была только одна ссылка — на официальную группу «Новомарусино» в соцсети.
Впрочем, через некоторое время в описании паблика появилась запись о том, что к застройщику или микрорайону организаторы розыгрыша никакого отношения не имеют. Появилась и дата: 30 декабря 2016 года — именно в этот день пообещали сообщить о результатах акции в прямом эфире «8 канала» (местное кабельное ТВ).
И «8 канал», и застройщик проекта, ООО «ДЖН», оказались не в курсе акции. «Нам прислали ссылочку, и мы сильно удивились, — признался директор по маркетингу компании-застройщика Алексей Ревякин. — Люди видят — "Новомарусино", не все читают внимательно группу, звонят, живо интересуются».
По мнению Ревякина, такая реклама может нанести вред репутации застройщика. Все попытки выяснить, кто является организатором розыгрыша, провалились, рассказал он: на просьбу предоставить подробную документацию об акции представитель «ДЖН» получил отказ.
В компании предположили, что вся эта акция — «какое-то шулерство и махинация»: сообщество просто собирает подписчиков, чтобы затем заработать на рекламе.
На запрос к администрации сообщества «Новосибирск ? Город сказка» о том, на каком основании разыгрывается квартира, корреспонденту НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ ответили, что это касается только ее собственника. К этому моменту в паблике успела появиться и пропасть запись о том, что розыгрыш состоится совсем скоро: вот-вот будет готов договор дарения, в который останется только вписать имя победителя.
Впрочем, до розыгрыша, вероятно, дело уже не дойдет: к вечеру 22 июля сообщество было заблокировано администрацией «ВКонтакте» с формулировкой «за проведение сомнительных конкурсов или акций».
Несколькими днями ранее в соцсети с практически идентичными формулировками запустили розыгрыш квартиры еще и в микрорайоне «Ясный берег»; группа «Я ? Новосибирск», в которой изначально была опубликована запись, сегодня также заблокирована. А в январе 2014 года «ВКонтакте» «разыгрывали» сразу три квартиры от имени компании «Дискус плюс». По данным застройщика, который опроверг свою причастность к акции, ее проводили два молодых человека, «которые считают себя специалистами по продвижению в соцсетях». После того как число подписчиков их группы достигло 10 тыс. человек, ее тематика резко изменилась — это и послужило основанием для блокировки.
По мнению юристов, под действующие в России законы «О лотерее» или «О рекламе», в рамках которых проводятся подобные акции, эти случаи не попадают, а прямого нарушения чьих-то прав здесь нет. «Если ты в этом участвуешь — ну ты же ничем не рискуешь, никаких вложений финансовых не делаешь», — комментирует директор «Первой Юридической Компании» Анна Евстигнеева.
Управляющий партнер юридической компании «ЭКВИ» Кирилл Кузнецов, в свою очередь, отмечает, что административную ответственность организаторы понести все же могут.
«Это можно считать публичным обещанием награды, — размышляет юрист. — Учитывая то, что это распространяется достаточно широко, как минимум в недобросовестную рекламу это укладывается абсолютно».
Между тем, добавляет Кузнецов, определенные риски при распространении такой недобросовестной рекламы несут и застройщики, чьи проекты указаны в записях. Причем риски не только репутационные: «Вполне можно истолковать, что это недобросовестная реклама именно со стороны застройщика. Соответственно, административную ответственность вполне могут применить и к нему тоже».
При этом пользователи соцсетей, не обращающие внимания на очевидную нелогичность таких акций, в целом способствуют тому, что подобные группы только множатся. «Представлять себе здравомыслящую компанию, которая ради репоста готова выставить квартиру, пусть и не самую дорогую, — честно говоря, достаточно наивно», — говорит Кирилл Кузнецов.
Это подтверждают и сами застройщики. По словам директора компании «Энергомонтаж» Ивана Сидоренко, стоимость подобной рекламной акции приравнивается к квартире — на те же средства можно закрыть годовой рекламный бюджет в нескольких СМИ. «У нас не такая высокая рентабельность, особенно сейчас, чтобы дарить квартиры», — говорит он. «Эти деньги можно было истратить более эффективно и целенаправленно», — соглашается Алексей Ревякин.
В концерне «Сибирь», который периодически проводит розыгрыши квартир среди своих покупателей, отметили, что любой из розыгрышей в соответствии с законом представляет собой не только призы, но и целый пакет документов, который должен находиться в открытом доступе и разъяснять все подробности проведения акции. Дарить же квартиры в соцсетях по репосту в компании оказались не готовы.
«Надеяться на то, что любая социальная сеть даст достаточную активность, чтобы получился выхлоп с такой акции, — очень наивно, и застройщики это понимают», — отмечает исполнительный директор компании Rolband&Partners Александр Астахов. Впрочем, добавил он, подобные акции возможны при поддержке крупных партнеров — к примеру, торговых сетей и комплексов, и такие в городе устраиваются регулярно: их проводили супермаркеты «Сибириада» и «Холидей Классик», ТВК «Большая Медведица», торговые центры «Аура» и «МЕГА», а МФК «Сан Сити» год назад разыграл квартиру все в том же «Новомарусино».
Требования к этим розыгрышам были довольно жесткие, и готовились они не один месяц, признались застройщики. Бьшая же часть розыгрышей «ВКонтакте» проходят без составления подробного перечня условий и описания ответственности сторон — закон не контролирует соцсети в этом отношении. «Это некая вещь, на которую не сильно пока обращают внимание наши правоприменители, — признал Кирилл Кузнецов. — Я думаю, рано или поздно будут на это смотреть и как-то регулировать».
Лиза Пичугина
Фото anyaberkut (Essentials/iStock)