В июне «Жилфонд» запустил акцию по гарантированной продаже квартиры. Она позволяет провести сделку в срок от двух недель до трех месяцев в условиях низкого спроса на квартиры. За такую услугу продавец жилья заплатит от 4 % до 8 % от стоимости квартиры. Участники рынка считают практику взымания комиссии с продавца квартиры справедливой, но отмечают, что процент слишком высок.
По условиям акции продавец квартиры заключает договор с АН «Жилфонд» о ее гарантированной продаже. Рыночную стоимость квартиры определяет экспертный совет «Жилфонда». Комиссия варьируется в зависимости от срока продажи: за три месяца клиент заплатит 4 %, за два месяца — 5 %, за один — 6 % и за срок в две недели — 8 %.
«Услуга по продаже квартиры при сегодняшнем низком спросе в 10–15 раз сложнее, чем подбор варианта покупателю, поэтому мы и запустили такую программу», — говорит гендиректор «Жилфонда» Александр Чемеркин. Из всех крупных городов Новосибирск остался единственным, где за сделку агентству платит покупатель, отмечает он. В рамках данной акции «Жилфонд» готов понизить комиссию для покупателя или же вообще отказаться от нее в некоторых случаях, рассказывает Александр Чемеркин, не называя конкретных ставок.
О том, что в других российских городах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, существует практика взымания комиссий за услуги АН с продавцов квартир, говорит большинство риэлтеров. «Содействие в продаже — это услуга, которая оказывается продавцу, и по законам рынка должна быть оплачена, но вся беда в том, что в конечном итоге за все платит покупатель», — сетует директор Железнодорожного агентства недвижимости «Афина Паллада» Тамара Сологуб.
Аналитик «ФИНАМа» Сергей Фильченков не согласен с этой точкой зрения. Практика двойных комиссий была распространена несколько лет назад, когда рынок отличался низким уровнем конкурентности, говорит он. Сейчас в большинстве случаев риэлтер работает только на одну сторону, хотя иногда компании и стремятся взять двойной тариф, добавляет Фильченков. По его мнению, сейчас тарифы агентств демонстрируют тенденцию к снижению комиссии, — в целом по стране она составляет 5–6 %, в крупных городах может достигать 3–5 %.
И для Новосибирска практика «Жилфонда» оказалась не нова. «Уже два месяца мы предлагаем клиентам срочный контракт — за 1 % на срок продажи в 30 дней», рассказывает директор АН «Центральное» Олег Харченко.
«Спрос на жилье сейчас очень ограниченый, средний срок экспозиции квартиры составляет от 6 месяцев и выше, продавцы заняли выжидательную позицию и не готовы снижать цены, поэтому агентству приходится проводить колоссальную работу», — рассказывает он.
Такая практика существует и у «Сибакадемстрой Недвижимости». «Еще полтора года назад наша компания объявила даже не об акции, а о постоянно действующей Программе обслуживания продавцов по партнерскому соглашению», — говорит директор по маркетингу «Сибакадемстрой Недвижимости» Павел Смелов. Комиссия для продавцов в зависимости от срока составляет 1–3 %. По словам Павла Смелова, активизировали практику «платных услуг» сами продавцы квартир. Столкнувшись с реальными трудностями продажи квартир, «наевшись бесплатного сыра», продавцы первыми начали предлагать заплатить за услугу даже без гарантий продажи, говорит эксперт.
Значительная часть выставленных на продажу объектов вообще не привлекает к себе внимания покупателей, поскольку находится «в нижней части списка аналогичных предложений», а этот список может состоять из десятков квартир, отмечает Павел Смелов.
По его прогнозам, повсеместное взимание комиссии с обеих сторон сделки неизбежно, ведь рассчитывать на качественную услугу в своих интересах можно тогда, когда ты оплатил эту услугу.
А гендиректор АН «Дельта» Владимир Затримайлов предполагает, что за условиями акции «Жилфонда» может скрываться выкуп квартир самим агентством. «Агентства часто покупают жилье клиентов на 10–15 % ниже рыночной цены, а учитывая высокие комиссии с продавца и определение цены экспертами самого агентства, мы как раз получим такую маржу», — говорит он. Такая практика не афишируется, квартиры покупаются за счет оборотных средств АН, но оформляются на физлиц — сотрудников агентств, отмечает Затримайлов. Но в целом клиент получит те же финансовые условия. Весь вопрос в маркетинговом подходе — как правильно и привлекательно назвать акцию, считает эксперт.
Ольга Коберник
Фото gettyimages.com