21 января четверг
СЕЙЧАС -19°С

Очереди, суета, забитые парковки и пустые магазины: как новосибирцы атаковали ТРЦ в «черную пятницу»

Иронический репортаж о том, что главное в распродажах не скидки, а участие

Поделиться

А вы успели что-нибудь прикупить во время «черной пятницы»?

А вы успели что-нибудь прикупить во время «черной пятницы»?

Поделиться

Новосибирцы выстроились в очереди из-за «черной пятницы»

Ни коронавирус, ни падение доходов не остановили новосибирцев — в конце рабочей недели торговые центры заполнились людьми. Многие пришли в расчете на скидки, которые магазины обещали в традиционную «черную пятницу». Но, как считает обозреватель НГС Стас Соколов, для большинства посетителей ТЦ это скорее просто праздник и форма досуга, чем целенаправленный поиск товаров с низкими ценами. Как горожане отмечали «черную пятницу», смотрите в нашем фоторепортаже.

Почему она черная

У выражения «черная пятница» есть целый букет этимологий. Самая древняя восходит аж к биржевой панике 1869 года, когда американский президент Улисс Грант, пытаясь противодействовать манипуляциям на рынке золота, приказал казначейству продать значительные объемы этого металла, что вызвало обвал цен.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен
Впрочем, не во всех магазинах были толпы людей

Впрочем, не во всех магазинах были толпы людей

Поделиться

Уже в ХХ веке это выражение использовалось в США для обозначения массовых прогулов, которые случались после празднования Дня благодарения (последний четверг ноября). Люди, хорошо отметив этот главный северо-американский праздник, внезапно «заболевали» и не могли выйти на работу раньше понедельника. Называли так и дикие пробки, возникавшие на дорогах во время начала рождественских распродаж.

Вечером в пятницу город встал в пробках

Вечером в пятницу город встал в пробках

Поделиться

В современном виде понятие «черная пятница» сформировалось в США где-то в начале 80-х годов, превратившись в еще один коммерческий фестиваль. Главная задача — заставить покупателя прийти в магазин еще раз, уже после того, как все подарки на День благодарения куплены и розданы.

Что бы ни говорили сами торговцы, но основной смысл такой пятницы — это именно создание общего ажиотажа, некоего совместного действия, в которое человек волей-неволей включался бы, даже понимая, что какой-то невероятной экономии он не получит: все побежали, и я побежал.

«Аура»

В Новосибирске крупные торговые центры уже успели приучить покупателя к «черным пятницам». В «Ауре» было многолюдно еще часов в пять вечера (хотя рабочий день еще не кончился). При этом какого-то очевидного ажиотажа в конкретных магазинах было почти незаметно. Казалось, люди пришли по принципу «вдруг и правда что-то встретится очень недорогое».

В магазине New Yorker было довольно оживленно 

В магазине New Yorker было довольно оживленно 

Поделиться

Числа с размером скидок (30, 50, 70% и так далее) на входе в магазин не должны никого обманывать. Это некий предел, который может быть достигнут буквально на паре позиций. Но в том-то и состоит идея «черной пятницы» (как и любых распродаж в принципе), что человек должен зайти в магазин и начать искать. А там, глядишь, присмотрит себе чего-то, уже невзирая на размер реальной скидки.

Магазин одежды известного рэпера, несмотря на название, не вызывал бурного интереса покупателей в «черную пятницу»

Магазин одежды известного рэпера, несмотря на название, не вызывал бурного интереса покупателей в «черную пятницу»

Поделиться

Тем не менее заметно, что количество покупателей в разных магазинах очень неодинаково. Ажиотаж, как правило, царит в магазинах, которые и так достаточно популярны. И если человек в принципе готов купить в каком-нибудь New Yorker джинсы за 2500 рублей, то почему бы не попытаться найти что-то за 1990? В то же время часть магазинов стоит пустыми.

Брали все от одежды до чемоданов

Брали все от одежды до чемоданов

Поделиться

Впрочем, в небольшой торговой точке оживление может возникнуть в любой момент. Вот, например, в магазин, торгующий сумками, входит семья, которая решила прикупить новые чемоданы для путешествий. И уже на эту начавшуюся суету начинают подтягиваться и совершенно посторонние люди.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

«Галерея Новосибирск»

Здесь народу еще больше, что не удивительно — ближайшая станция метро находится через дорогу. На входе то и дело возникают настоящие заторы. В санитарных целях охрана направляет входящих почему-то по единственному проходу. Уже на входе посетителей встречают гремящая музыка и диджейский пульт, как бы намекая, что скидки скидками, но главное сегодня — просто принять участие в празднике.

Диджей в ТРЦ «Галерея Новосибирск»

Диджей в ТРЦ «Галерея Новосибирск»

Поделиться

В самих магазинах может быть по-разному, но лавочки в коридорах почти все заняты. По большей части на них грустно скучают мужчины разного возраста, пока их подруги и жены готовятся в целях экономии выпотрошить семейные бюджеты в торговых точках. По коридорам ходят промоутеры, зазывая в свой магазин.

В некоторых магазинах были толпы людей. Впрочем, такой ажиотаж легко объясняется

В некоторых магазинах были толпы людей. Впрочем, такой ажиотаж легко объясняется

Поделиться

Какое-то очевидное столпотворение можно наблюдать разве что в Kari. Но в этом обувном дискаунтере и без «черной пятницы» бывает немало людей, а узкие проходы способны создать ощущение толчеи, даже если в магазин зайдет человек десять.

Получатели кредитов в «М.Видео»

Получатели кредитов в «М.Видео»

Поделиться

Самый верный признак настоящих распродаж — это поток покупателей с бытовой электроникой. В былые времена можно было застать счастливцев, прикупивших подешевле сразу три больших телевизора. В «М.Видео» повсюду обещания скидок до 50%, но количество покупателей и консультантов, похоже, примерно совпадает. И только в зоне оформления кредитов заняты все места. Видимо, даже 50% скидки многим не хватает для того, чтобы уйти с покупкой и без долга банку.

«Ройял Парк»

В самом древнем новосибирском ТРЦ не по-чернопятничному спокойно. Покупатели есть, но без подсказки понять, что сегодня здесь происходят какие-то распродажи, трудно. Какое-никакое оживление можно наблюдать только в сетевых магазинах больших брендов.

Кое-где скидки доходили почти до половины от стоимости товара. Хотя кто знает, сколько он стоил на самом деле пару недель назад

Кое-где скидки доходили почти до половины от стоимости товара. Хотя кто знает, сколько он стоил на самом деле пару недель назад

Поделиться

В некоторых магазинах, кроме продавцов, вообще ни души. Впрочем, в случае с точкой, которая торгует спортивным питанием и аксессуарами для фитнеса, это вполне объяснимо. Целевая аудитория в эти часы должна потеть в спортзале, а не бегать по магазинам в поисках скидок.

В магазине Fitness Heroes только продавцы. Все герои фитнеса — в спортзале

В магазине Fitness Heroes только продавцы. Все герои фитнеса — в спортзале

Поделиться

Единственным местом, где удалось обнаружить настоящий аншлаг, стала точка сети KFC на фуд-корте. «Черная пятница», впрочем, совершенно не при чем. Просто умельцы из местного отделения глобальной сети придумали лайфхак, как обойти запрет на работу фуд-кортов. Как известно, запрет не распространяется на заведения с собственным залом. Вот в KFC и соорудили по-быстрому свой «зал», огородив пространство перед точкой прозрачными ширмами.

Импровизированное кафе в ТРЦ «Ройял Парк»

Импровизированное кафе в ТРЦ «Ройял Парк»

Поделиться

Но места, где «черная пятница» видна во весь рост, в городе есть. Парковка большого магазина косметики и парфюмерии «Золотое яблоко» забита машинами под завязку. Внутри тоже аншлаг — люди деловито набирают товар с полок в корзины. А перед кассами выстроились приличного размера очереди. По словам постоянных покупателей, они действительно смогли урвать какие-то вещи на 30–40% дешевле.

Очередь в магазине «Золотое яблоко»

Очередь в магазине «Золотое яблоко»

Поделиться

Слово «шопинг», столь нелюбимое ревнителями чистоты русского языка, действительно не имеет адекватного перевода. Это не просто покупки, от которых так и несет утилитарностью. Шопинг — это вполне отдельный вид времяпрепровождения современного городского жителя, в котором процесс оказывается порой даже важнее результата. И время скидок — просто возможность предаться этому процессу вместе — так будет что обсудить, чем поделиться и (даст бог) чем похвастаться. Главное не вспоминать старую истину: самый верный способ сэкономить в «черную пятницу» — это не ходить в магазины вовсе. Скидки в них никуда не денутся.

Девушки с покупками идут в метро

Девушки с покупками идут в метро

Поделиться

Ритейлеры регулярно устраивают распродажи в течение всего года. Как показывает практика, самый верный способ купить что-то существенно дешевле — это прийти в открывающийся новый магазин. Так, в июле в ТЦ «Континент» на Кропоткина выстроилась громадная очередь в открывшийся там дисконт-центр «Найк».

оцените материал

  • ЛАЙК5
  • СМЕХ36
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ6
  • ПЕЧАЛЬ3

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...