NGS
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

1 м/c,

вос.

762мм 33%
Подробнее
6 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Город Знойный февраль

Знойный февраль

Главный синоптик страны пообещал Новосибирску аномально комфортный конец зимы — климатологи рассказали, во что превращается Сибирь из-за глобального потепления

Гидрометцентр России сообщил, что наступивший февраль для Западной Сибири, в том числе для Новосибирска, будет больше напоминать весенний, чем зимний месяц. Столбик термометра поднимется сразу на 8–12 градусов выше климатической нормы: днем и ночью можно рассчитывать на аномальное для зимы тепло. Насколько можно доверять рекордному прогнозу, признали ли ученые окончательно существование глобального потепления и чем оно грозит региону с резко континентальным климатом, такому, как Новосибирская область, выясняла корреспондент НГС.НОВОСТИ.

4 февраля в пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла конференция главы Гидрометцентра России Романа Вильфанда. Он дал предварительный прогноз на февраль, объявив, что в Западную Сибирь и Красноярский край этот месяц принесет аномальное тепло: «Температура будет отличаться от нормы существенно, на 8–12 градусов».

Пресс-секретарь Новосибирского Гидрометцентра Ренад Ягудин в своих прогнозах менее оптимистичен, но тоже видит превышение климатической нормы по среднесуточным температурам. Начало февраля будет теплее на 2–4 градуса, а в среднем превышение нормы за месяц составит 1–1,5 градуса. Синоптик напомнил, что климатическая норма февраля — это

градусов. Но, например, в понедельник, 9 февраля, в черте города температура поднималась до 0…–1.

С помощью специалистов в области климатологии корреспондент НГС.НОВОСТИ узнала, чем грозит региону с резко континентальным климатом глобальное потепление, велика ли в этом заслуга человека, а также насколько достоверны прогнозы на месяц при нынешнем развитии науки о погоде.

Роман Вильфанд, глава Гидрометцентра России: «Прогноз погоды — это не что иное, как решение очень сложной системы уравнений гидродинамики. Они не относятся к тем классам уравнений физики, где можно получить точное решение. Но после того как появились суперкомпьютеры, качество прогнозов и их заблаговременность существенно увеличились.

Подавляющее большинство экспертов утверждают, что до конца XXI века следует ожидать повышения температурного режима. Но нужно иметь в виду, что потепление климата — это некий тренд, медленная тенденция, на фоне которой могут быть какие угодно температурные колебания. Главный фактор — антропогенный, деятельность человека. Производственные мощности, работающие химические структуры способствуют увеличению концентрации СО2.

Для нашей северной страны потепление климата — это не так уж и плохо. Меньше риск того, что рухнет энергетическая система при очень холодных зимах. С другой стороны, много негативных последствий — две трети нашей территории, азиатской, находятся в состоянии вечной мерзлоты.

Российское руководство объявило о том, что к 2020 году будет уменьшено количество углекислого газа на территории страны на 25 % по сравнению с 1991 годом. Большинство развитых стран готовы к подобным действиям. А развивающиеся страны не согласны с этой позицией, требуя дать им возможность дойти до такого же технологического уровня. Поэтому сложно договориться».

Александр Кислов, заведующий кафедрой метеорологии и климатологии географического факультета Московского государственного университета им. Ломоносова: «Прогноз на месяц — это самое трудное, что только есть в нашей науке. Проще предсказывать погоду на день и на сто лет. Есть внешние факторы, которые очень влияют на результат прогноза. Например, содержание углекислого газа в атмосфере. На коротких сроках внешние факторы не меняются, все зависит от качества (математической) модели и от того, насколько хорошо мы знаем начальные данные. Поэтому прогноз на сутки сейчас прекрасный, прогноз на три дня — хороший, на пять — по осадкам есть вопросы, по температуре — годится. А на месяц — начальные данные почти забылись и мелкие ошибки уводят траекторию в сторону. Так что еще не ясно, будет ли у вас теплый февраль или нет. При прогнозе на сто лет начальные данные можно не учитывать, там учитываются более глобальные факторы.

В глобальном потеплении виновато человечество в целом, и наши западные коллеги смеются над нашими сомнениями на этот счет. Но короткие события — типа обещанного вам теплого февраля — нельзя считать следствием глобального потепления.

Потому что он мог бы быть аномально холодным, но не влиять на общий тренд и не отрицать его.

Думаю, для Новосибирска глобальное потепление — не большая проблема. А вот для более северных регионов — Норильск, Якутск — это беда. Там вся инфраструктура адаптирована под холода, а если сильно потеплеет, потрескаются дороги, дома «поедут» и прочее».

Валентина Горбатенко, завкафедрой метеорологии и климатологии геолого-географического факультета Томского государственного университета: «Прогноз, который вам дали на месяц, ориентировочный.

Оправдываемость краткосрочных прогнозов высока, а долгосрочные… ну не научились мы их оправдывать.

И мы в этом не виноваты — не позволяет внутренняя степень развития метеорологии. Наука во всех областях развивается примерно одинаково. Если бы экономисты могли предсказать курс доллара, мы бы не провалились в эту яму. Мы все на одинаковом уровне владения прогностическими моделями — я не боюсь об этом говорить. Безопаснее всего предсказывать погоду на сто лет.

Сейчас наблюдается общий тренд к потеплению, но климатологи говорят о том, что он уже на исходе. Приходит все больше данных, что на смену потеплению идет похолодание. Есть такое понятие, как климатическая эпоха — шестидесятилетний цикл, — и если предположить, что мы сейчас на его середине, то похолодание придет лет через 30. Ученые выявили значительное накопление пресных вод в Северном Ледовитом океане. Это изменит морские течения и, если верить компьютерной модели, это повлечет за собой похолодание всего Северного полушария. Видимо, планета сама себя регулирует».

Ирина Лучицкая, климатолог Западно-Сибирского регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института: «Долгосрочные прогнозы оправдываются с вероятностью 60 %. Специалисты бьются за каждый дополнительный процент, но пока безуспешно. Что касается глобального потепления, то по итогам 2014 года генеральный секретарь Всемирной метеорологической организации (ВМО) Мишель Жарро официально заявил — тренд на потепление продолжается. Виноват ли в этом человек — вопрос дискуссионный. Все та же ВМО говорит, что влияние антропогенного фактора велико, но тут же добавляет: в потеплении могут быть замешаны естественные факторы, процессы атмосферы и криосферы. От глобального потепления деградирует вечная мерзлота — высвобождается метан, образуется парниковый эффект. Особенно ярко признаки деградации проявлялись в 1970-е годы.

В России и в Новосибирске пик потепления пришелся на 1976–2000 годы. Сейчас крутизна спала: потепление затормозилось при чередовании холода с теплом. Например, февраль 2002 года был аномально теплым, а феврали 2009 и 2010 годов — очень холодными. Вообще по нашим наблюдениям именно за февралями можно сделать вывод, что этот месяц в последние годы стал более холодным».

Анна Наумцева

Фото Анны Золотовой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления