NGS
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+12°

пасмурно, без осадков

ощущается как +10

4 м/c,

ю-з.

742мм 78%
Подробнее
0 Пробки
USD 94,09
EUR 100,53
Реклама
Город Рождество-2014: не молитвой единой (фоторепортаж)

Рождество-2014: не молитвой единой (фоторепортаж)

Новосибирцы отметили годовщину рождения Христа ночными молитвами, бесплатными пряниками и рождественскими поросятами

Исторически христиане праздновали именно Рождество, а не наступление нового года — 1 января было лишь завершением рождественской недели. Однако поскольку православная церковь продолжает жить по юлианскому календарю, то в России (и ряде других стран) рождение Христа оказалось отделено от исключительно светских новогодних торжеств. До сих пор это преимущественно церковный праздник.

Из-за календарного сдвига православное Рождество празднуется после Нового года, поэтому до сих пор остается преимущественно религиозным праздником. Однако рост числа верующих (или хотя бы считающих себя таковыми) постепенно делает свое дело — отмечать эту дату сегодня готовы не только в храмах, но и в предприятиях торговли и магазинах. Поэтому корреспондент НГС.НОВОСТИ в этом году решил не ограничиваться церковными службами, а проехал по городу, чтобы посмотреть, как празднуют рождение Христа, так сказать, в миру.

Всенощные бдения в новосибирских храмах начались 6 января во второй половине дня, а основное действие — Божественная литургия — в полночь. К этому часу обочины на улицах около собора во имя Александра Невского были плотно заставлены машинами, а люди все подъезжали и подъезжали, хотя протиснуться внутрь уже было вряд ли возможно — небольшое внутреннее пространство храма было заполнено под завязку.
Улица Советская в районе Вознесенского собора и вовсе была очищена от машин из соображений безопасности. Поэтому люди стекались сюда пешком — и те, что приехали на общественном транспорте, и те, кого привезли дорогие машины.
Стоящие во внутреннем дворе пихты были украшены обычными электрическими гирляндами, какие в новогодние праздники можно увидеть по всему городу. Кажется, что с их сиянием дух светского праздника осторожно, но настойчиво вторгался на территорию храма.
Внутреннее пространство собора было заполнено прихожанами, однако здесь никакой давки не ощущалось. Верующие приходили и уходили — многие ограничивались тем, что просто ставили свечку, не собираясь присутствовать во время всей службы. В лицах читалась не столько радость по поводу праздника, сколько сосредоточенность людей, пришедших исполнить свой долг.
Публика в храме собралась очень разная. Одетые в короткие норковые шубки девушки с кокетливо наброшенными платочками стояли рядом с затянутыми в камуфляж суровыми мужчинами. Было видно, что часть пришедших не очень уверена в том, что и как нужно делать в таких случаях.
К сожалению, устройство храма таково, что саму службу можно увидеть только тем, кто находится в первых рядах, остальным приходилось довольствоваться пением церковного хора. Однако никакой давки или попыток найти себе место получше не наблюдалось.
Выходя из храма, люди по-разному объясняли то, что заставило их прийти на ночную службу. Для кого-то это обязательное выполнение обряда, кто-то попал сюда впервые, ведомый не столько верой, сколько интересом. Были и такие, кто видит в религии те самые скрепы, которых не хватает современному обществу, у которого, кажется, не осталось ничего, чтобы объединяло абсолютное большинство его членов.
В храм в честь Святых Новомучеников и Исповедников Российских (на пересечении ул. Немировича-Данченко – Ватутина) корреспондент НГС.НОВОСТИ попал, когда на часах был уже второй час ночи. Во дворе было пустынно, но сам храм, подсвеченный огнями, сиял издалека. Торговля свечами и религиозной литературой здесь вынесена за стены собора, так что товарно-денежные отношения не мешают течению служб.
Традиционные рождественские ясли (в которые, по преданию, Мария положила младенца Иисуса) здесь сооружены с монументальным размахом — хлев представляет собой довольно крупную пещеру из снега, куда можно войти, даже не пригибая головы. Внутри пол устлан соломой, установлен большой церковный светильник, а стены украшены электрическими гирляндами.
В самом соборе шел полиелей (часть праздничной утренней службы). После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении по очереди прикладывались к иконе, после чего священник наносил благовонным маслом знак креста на лбу. Выстроилась приличная очередь, но никто не выказывал недовольства — напротив, в воздухе чувствовалась какая-то приподнятость.
Последние элементы полиелея — раздача хлеба, смоченного в вине (одной из задач которого изначально было просто поддержать силы прихожан, которые выстаивали длинные службы). Приняв эти кусочки от священника, прихожане порой оказывались в замешательстве, что с ними делать: съесть сразу или приберечь до выполнения еще каких-то обрядов.
Оставаясь преимущественно церковным праздником в России, Рождество тем не менее постепенно выходит и за пределы храмов. 7 января на площади Ленина наряженный с каким-то театральным блеском Дед Мороз призывал детей и их родителей станцевать «рождественский танец цыганочку».
Пока Рождество слабо освоено отечественным бизнесом, но мало-помалу торговцы уже пытаются приобщить российскую публику к общемировым ценностям. Ведь известно, что самым главным рождественским событием во всем мире давно являются распродажи.
В магазине, делающем ставку на блюда русской кухни, — «Добрянка» — решили пойти дальше, организовав самые настоящие рождественские гуляния. Колоритно одетые девушки вылавливали в торговом зале детей и разучивали с ними «колядки» — короткие припевки, которые раньше детвора распевала у ворот чужих домов, получая за это какие-то угощения.
В церковной традиции Рождеству должен предшествовать пост, а после него вполне дозволяется побаловать себя какими-то излишествами. В «Добрянке» по случаю праздника запекли по каким-то стародавним рецептам целых поросят. Правда, купить такую красоту можно было только целиком (этот, например, стоил около 4 тыс. руб.).
Рождественские богослужения в этом году прошли в Новосибирске более чем в 30 приходах, а число прихожан, которые присутствовали на службах, могло превысить 10 тыс. человек. Такой подъем религиозных чувств может смущать (или даже пугать) людей, далеких от веры. Но поскольку нам всем (и тем, кто верит в Бога, и тем, кто верит в то, что его нет) все равно предстоит жить в одном обществе, придется относиться друг к другу с дружелюбным пониманием. Это, кстати, будет вполне по-христиански.
Стас Соколов

Фото Анны Золотовой (1), автора (2–17)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления