Водитель трамвая № 13, который 20 апреля прошлого года протаранил 6 иномарок, отправившись в «автономное плавание», пошла под суд — в Следственном управлении закончили расследование уголовного дела. Вагоновожатой предъявлено обвинение — ей грозит лишение прав или даже арест на полгода. Оплатить иски владельцев покореженных авто решило начальство МКП «Горэлектротранспорт». О том, как шло расследование этого ДТП и есть ли место мистике на маршруте № 13, — в материале корреспондента НГС.НОВОСТИ.
Справка: Трамвай КТМ-5М3 (71-605) выпускался на Усть-Катавском вагоностроительном заводе имени Кирова с 1971 по 1990 год. Всего было выпущено 12 943 вагона этой модификации. Вес трамвая КТМ-5М3 — 18,9 тонны, а максимальная скорость составляет 75 км/ч.
Спустя год после «бегства» трамвая № 13 по ул. Гурьевской, который протаранил 6 автомобилей, уголовное дело по ч. 1 ст. 264 УК РФ отправилось в суд. В нарушении ПДД, повлекшем причинение тяжкого вреда здоровью, обвинили вагоновожатую Ольгу Докучаеву. 12 апреля дело направили в прокуратуру на утверждение обвинительного заключения, после чего оно ушло в Октябрьский районный суд.
Напомним, что 20 апреля 2012 года в девятом часу вечера вагоновожатая трамвая № 13, заподозрив неполадку, остановила трамвай на ул. Гурьевской в районе остановки «Октябрьский рынок» и вышла наружу. 19-тонную махину отсутствие водителя не смутило — трамвай тронулся и стал набирать скорость, съезжая с горки.
«Трамвай был исправен изначально. Водителя мы обвиняем в том, что она растормозила вагон — сама привела его в неисправное состояние: закрутила регулировочные винты принудительного растормаживания тормозных электромагнитов стояночного тормоза (в проф. среде их называют соленоидами. — А.А.)», — рассказала Елена Лисинкер, следователь отдела по расследованию ДТП Следственного управления УМВД России по г. Новосибирску. По версии следствия, вагоновожатая сделала это, потому что пыталась обнаружить неполадки в тормозной системе. При этом она нарушила технику безопасности: «Когда возникает такая ситуация, нужно изначально положить противооткатный «башмак», а потом уже заниматься растормаживанием».
Собеседница также добавила, что на линию вагон вышел исправным — «тормоза там были». Пострадавшая в деле всего одна — водитель иномарки «Тойота Спасио» Олеся Шовина: она получила серьезную травму глаза и тяжелую черепно-мозговую травму.
Олег Слепов, главный конструктор бюро трамваестроения Усть-Катавского вагоностроительного завода, подтвердил: вагон с исправными соленоидами без водителя никуда не уедет.
«Трамвай устроен таким образом, что у него есть педаль безопасности. Пока она отпущена — никуда не тронется. Педаль блокирует определенные цепи, и вагон заторможен. Заблокировать тормозную систему можно — для этого нужно иметь специальный ключ. Делать это категорически запрещается, и я не понимаю, зачем она (вагоновожатая. — А.А.) это сделала», — теряется в догадках эксперт.
«В любой технике бывают сбои. Всякое может случиться. Произошел сбой. Больше я сказать ничего не могу, будет суд — там все решится: кто прав, кто виноват… Виноватой я себя не считаю», — поделилась с НГС.НОВОСТИ сама Ольга Докучаева. Рассказывать в подробностях, что на самом деле произошло в тот день, она отказалась.
Увольнять вагоновожатую после ДТП не стали, дожидаясь окончания расследования уголовного дела и суда. Первые два месяца она, по словам начальника Правобережного трамвайного филиала № 5 МКП «ГЭТ» Сергея Чучакина, занималась более спокойными маневровыми работами и на линию не выходила: «Надо ведь и ее эмоциональное состояние учитывать. Спустя два месяца она прошла еще раз обучение и была допущена комиссией к работе».
«Побег» взбесившегося трамвая в МКП «ГЭТ» обсудили тогда на внеочередной планерке, однако разрабатывать специальную инструкцию для тех, кто работает на 13-м, не стали. Существующие, говорят транспортники, отвечают требованиям. По словам Сергея Чучакина, маршрут № 13 действительно можно назвать самым аварийным на правом берегу — на него приходится более 50 % всех аварий, в которые попадают трамваи. Но мистика тут ни при чем. Причина, по мнению г-на Чучакина, в популярности направления: на 13-й ежедневно выходят 24 вагона из 47 единиц подвижного состава. Вторая причина кроется в «географических» особенностях маршрута.
«Вагон ходит по улицам с высокой интенсивностью движения автотранспорта. Гурьевская, Мичурина, переезд Восход — это сложные развязки, по которым движутся наши трамваи», — заявил Сергей Чучакин.
Вагоновожатая Ольга Докучаева до «бегства» трамвая проработала в правобережном депо около 20 лет и была на хорошем счету. По словам начальства, в аварии попадала не чаще остальных водителей, так что назвать ее неаккуратной нельзя.
По статье, которая фигурирует в уголовном деле Ольги Докучаевой, наказанием может быть что угодно. Это и ограничение свободы на срок до 3 лет, и принудительные работы до 2 лет с лишением права управлять ТС (либо без такового). Самое суровое — арест до 6 месяцев либо лишение свободы до 2 лет с лишением права управлять ТС на срок до 3 лет либо без такового.
Выплачивать материальный ущерб Докучаева не будет. Во-первых, на все городские трамваи оформлены полисы ОСАГО. Во-вторых, начальство решило взять решение финансового вопроса на себя. «Иски уже предъявлены, ответчиком будет МКП «ГЭТ», — заявил НГС.НОВОСТИ Сергей Чучакин. Назвать сумму ущерба собеседник затруднился.
Александр Агафонов
Фото Ирины Малыгиной (1), vk.com/act54 (2)
Видео youtube.com