NGS
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+9°

ясная погода, без осадков

ощущается как +7

1 м/c,

ю-в.

762мм 47%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Дороги и транспорт Туда, где нет метро

Туда, где нет метро

Мэрия готовит сотни миллионов рублей на закупку новых троллейбусов, которые будут возить на работу жителей крупнейших спальных районов

Ровно 55 лет назад в Новосибирске был запущен первый троллейбусный маршрут, пролегавший по центральной улице города — от городского аэропорта до ул. Мостовой, где сейчас располагается автовокзал. Доля троллейбусного транспорта в городских перевозках еще в 2004 году составляла 24 %, уступая только доле автобусного, однако в дальнейшем популярность троллейбусов значительно снизилась из-за роста частных автобусных перевозок. Корреспондент НГС.НОВОСТИ отправилась на троллейбусную экскурсию по пути, который совершали новосибирцы более полувека назад, и узнала, какое место занимают троллейбусы в современной транспортной системе города.

Справка: В парке муниципального казенного предприятия «Горэлектротранспорт» (МКП «ГЭТ») состоит 296 троллейбусов, которые ходят по 14 маршрутам. Средний возраст подвижного состава — около 15 лет (при сроке службы 10 лет). За рабочий день троллейбусы в среднем перевозят 175 тыс. человек, в выходные — около 100 тыс. человек.

Впервые троллейбус от городского аэропорта отправился 6 ноября 1957 года — это был пробный запуск, а уже с 7 ноября троллейбусное движение по маршруту «Мостовая – аэропорт» стало регулярным. Первый новосибирский троллейбус ходил по Красному проспекту, в то время — самой ровной городской дороге. Сегодня по этому маршруту, растянувшемуся на 20 км, можно изучать историю Новосибирска — по мере продвижения можно увидеть почти все этапы городской застройки. Тут и хрущевки в районе ул. Кропоткина, и сталинский ампир, и кирпичные купеческие особняки, ставшие прибежищем для бутиков, кофеен и баров, и здания в стиле конструктивизма — вроде дома с часами или Госбанка, и неказистые деревянные постройки, и современные стеклянно-металлические высотки. Любопытство вызывает домик в начале ул. Большевистской — почерневшее деревянное строение, которое держится, кажется, на честном слове.

До конечной троллейбус следует около 40 минут. Отсюда (ул. Мостовая, сейчас — «Автовокзал») начинается второй троллейбусный маршрут, открытый в 1960 году, — он соединил правый берег с левым (конечная остановка «Сад им. Кирова»). В те времена пассажиров перевозили кремово-синие троллейбусы марки МТБ-82, которые затем сменились на ЗиУ-5 и позже — на ЗиУ-9.

По данным МКП «ГЭТ», в 2008 году доля троллейбусного транспорта в общегородских пассажирских перевозках составляла около 13 %, а среди муниципального транспорта — 32 %, уступив только метрополитену.

«Троллейбус является экологически чистым видом пассажирского транспорта общего пользования. В конце 2012 – первой половине 2013 года планируется приобрести 6 троллейбусов и 6 трамваев в рамках специального постановления Правительства РФ», —

сообщили в управлении пассажирских перевозок мэрии города Новосибирска. Кроме того, в рамках этого постановления в 2013 году возможно приобретение еще 18 троллейбусов и 10 трамваев за счет городского бюджета. «Размер субсидий из федерального бюджета на приобретение подвижного состава — по 3 млн руб. на каждый приобретаемый троллейбус и по 5 млн руб. на каждый приобретаемый трамвай. Остальное оплачивается субъектом РФ. Для приобретения в 2013 году 18 троллейбусов и 10 трамваев необходимо направить 300 млн руб. из бюджета города Новосибирска», — говорится в сообщении УПП мэрии.

Эти троллейбусы будут ходить по маршруту № 29 (Северо-Чемской ж/м – мехколонна), а также усилят подвижной состав на маршрутах № 7 (Станиславский ж/м – автопарк), № 22 (ул. Лазурная – ул. Учительская), № 24 (Станиславский ж/м – ул. Учительская).

При этом итоги первого квартала 2012 года показывают, что троллейбусное сообщение в Новосибирске убыточно. Себестоимость перевозки 1 пассажира — 14,5 руб., в то время как тариф составляет 13 руб., — сообщили в МКП «ГЭТ». В отрасли наблюдается дефицит кадров: водителей, кондукторов, слесарей, слесарей-электриков; средний заработок этих специалистов — 17 тыс. руб., в то время как показатель среднемесячной номинальной начисленной заработной платы за январь-сентябрь в Новосибирской области составил 22 540 руб.

По мнению главного конструктора КБ «Электротехнические комплексы и транспортные системы» Михаила Никулина, усиление доли электротранспорта в городских перевозках перспективно: «Если поставить автобус и троллейбус на один и тот же маршрут, то окажется, что энергозатраты у троллейбуса в 1,5–2 раза меньше, чем у автобуса. У троллейбусного движения есть перспективы благодаря разработке аккумуляторных троллейбусов, в мэрии планируется ряд таких маршрутов в удаленные районы — «Снегири», «Родники», Плющихинский ж/м, район педуниверситета.

География электротранспорта будет расширяться без необходимости строительства контактной сети. Это новый виток развития троллейбусов».

Дипломант кафедры транспортной экономики Института планирования транспорта и уличного движения Технического университета (Дрезден, Германия) Норберт Шотт считает, что троллейбус мог бы временно заменить собой отсутствующий скоростной трамвай, чтобы соединить отдаленные массивы с центром города. Но тут ключевым моментом становится обеспечение скорости перевозок (60 км/ч), а также удобного интервала — не больше 10 минут днем и 15 минут вечером. В Европе, рассказал эксперт, троллейбус непопулярен: «Он объединяет недостатки трамвая (негибкий маршрут, дорогая инфраструктура, дороговизна транспортных единиц) и автобуса (ограниченный объем перевозок, низкая скорость). В Германии осталось всего три небольших города с троллейбусами».

Виктория Барабошина

Фото Стаса Соколова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления