NGS
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+4°

ясная погода, без осадков

ощущается как +2

1 м/c,

зап.

762мм 64%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Город Все очень условно

Все очень условно

В Новосибирской области стало меньше заключенных и преступлений, за которые можно сесть в тюрьму

В местах лишения свободы Новосибирской области находится 21 200 заключенных. Это при лимите 20 тысяч. По информации ГУФСИН по НСО, еще в 2008-2009 годах их было более 26 тысяч. В 90-х это число приближалось к 40 тысячам. Причин снижения несколько. Те, кто «сидит», были бы не против поработать, но возможность есть далеко не у всех. Правозащитники и бывшие заключенные считают, что труд пошел бы на пользу и отчасти помог бы решить проблему незаконной миграции.

Тенденцию к снижению числа заключенных отметил министр юстиции Александр Коновалов. Выступая в середине августа в Государственной Думе, он назвал цифру 650 тысяч заключенных по всей России. Это против почти миллиона в 2008–2009 г.

Одновременно правозащитники отмечают некоторое смягчение приговоров, которые выносят суды. «Увеличение числа приговоров, не связанных с отбыванием наказаний в исправительных учреждениях, действительно есть. В первую очередь это коснулось «экономических» статей, например, мошенничества. Однако качество работы судов оставляет желать лучшего. На него, в частности, влияет и загруженность судов, и закрытость судебной системы» — считает вице-президент региональной общественной организации защиты прав и реабилитации бывших заключенных и ВИЧ-инфицированных Александр Шехтман.

Чтобы раньше выйти на свободу (если это возможно по закону с учетом тяжести статьи УК), заключенный должен неукоснительно соблюдать порядок отбывания наказания в колонии. Кроме соблюдения режима одним из критериев является «добросовестное отношение к труду». Вот только возможность трудиться, по оценке Александра Шехтмана, имеет едва ли треть заключенных.

«Из аббревиатуры исправительных учреждений после реформы исчезло слово «трудовые». Но те, кто отбывает наказание в колониях в НСО, все равно могут работать на дерево- или металлообработке. Женская колония, например, обеспечена госзаказом на швейное производство. Наши заключенные полностью обеспечивают себя продуктами питания, за исключением, пожалуй, картофеля и свеклы. Есть несколько заказов от частных предпринимателей» — поведал начальник пресс-службы ГУФСИН по НСО, подполковник внутренней службы Денис Винокуров.

Размер оплаты труда заключенных в среднем, по словам Дениса Винокурова, укладывается в пределы МРОТ, который в этом году в России составляет 4611 руб.

Ситуация в Новосибирских колониях спокойная. Вспышек насилия или волнений сотрудники ГУФСИН не отмечали. Возможно, сказалось отделение в 2010 году тех, кто сидит впервые, от осужденных не в первый раз. Правда, по мнению эксперта Александра Шехтмана, от разделения пострадали родственники заключенных: «Вместо того чтобы развести разных людей внутри колоний, система выделила для «первоходок» отдельную зону. Находится она в Тогучинском районе. И теперь родственникам приходится тратить время и силы, чтобы ездить туда. А те, кто сидит по второму и более разу, находятся в городе и рядом с ним».

Новосибирские заключенные могли бы конкурировать на рынке труда с приезжими из Таджикистана, Киргизии и Казахстана. Квалификация рабочей силы приблизительно совпадает. «Я проводил анализ качества работы заключенных во многих регионах и установил, что, например, здания, построенные заключенными, лучше отвечают требованиям сейсмоустойчивости. Единственное, что необходимо реализовать, это систему охраны заключенных, как это когда-то было в СССР. На строительных объектах это реализовать несложно», — считает Александр Шехтман.

Решить эту проблему, возможно, помогут специальные браслеты для аудиовизуального контроля за лицами, приговоренными к ограничению свободы. Устройства дорогие — 200 тыс. руб. за комплект. Пока ГУФСИН в нашем регионе получило только 35 штук, но в будущем, по мнению начальника ГУФСИН России по НСО Константина Березнева, электронные браслеты можно будет надевать на поселенцев или приговоренных к принудительным работам. Суды НСО тоже готовы назначать в качестве наказания жизнь с «браслетом». Они делали бы это раньше, но у ГУФСИН не было оборудования.

Председатель правления новосибирского отделения Союза архитекторов России Игорь Поповский рассказал, что «зеки» строили и жилые дома на Вокзальной магистрали напротив ЦУМа, и дома в «Снегирях», и здание Сибирского кадрового института, и многое другое.

Качество этих сооружений оценивается как высокое. «В народе даже ходил анекдот, что у нас все мастеровые люди «сидят» и потому качество хорошее. Меня в этом вопросе всегда смущала одна вещь — людей наказывали принудительным трудом. А труд не может быть наказанием. Именно оторванность от свободного труда, свободного творчества, ограничение свободы должно быть наказанием. Есть большое искушение — использовать труд заключенных. Мне кажется, к этому надо подходить очень осторожно», — заметил Игорь Поповский.

Сергей Стюард

Фото vasi.net (1), Анны Наумцевой (2, 3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления