Фестиваль кваса и пива компании «Балтика», который должен пройти в июле этого года в Заельцовском бору, едва не стал жертвой борьбы за трезвость. Идейные борцы с алкоголем и депутаты горсовета потребовали запрета на проведение мероприятия, обвинив организаторов в пропаганде алкоголизма. Благородный порыв, однако, не нашел поддержки у городских властей, которые объяснили трезвенникам, что бороться с человеческими пороками нужно другими способами. И неудивительно: пивоваренные предприятия — это важный источник налоговых поступлений в местные бюджеты, да и сам фестиваль привлекает несоизмеримо больше горожан, чем пикеты противников пива.
Справка: В 2009 году «Фестиваль кваса и пива» компании «Балтика» проходил в Новосибирске на базе «Локомотив» в Заельцовском бору, где работали развлекательные площадки. В программе мероприятия были показательные рыцарские бои, break dance party, сеты диджеев, а также «традиционные русские забавы» (перетягивание каната и бег в мешках). Каждый из элементов программы был привязан к какому-то бренду «Балтики». Наиболее известными музыкальными коллективами, которых привезла «Балтика» стали «Сплин» и «Ляпис Трубецкой». В этом году должны приехать группы «Би-2» и «Ногу свело».
Пикет, организованный Информационно-методическим центром «Трезвый город» у ближайшего к зданию мэрии выхода из метро, был направлен против компании «Балтика», а не против пива вообще. Участники обвиняли лидера российского пивоваренного рынка в «спаивании России» и собирали подписи под обращением к мэру с требованием отменить проведение фестиваля пива и кваса, который запланирован на 10 июля. За полчаса, которые корреспондент НГС.НОВОСТИ провел с митингующими, им удалось собрать едва ли больше 10 подписей.
Пикетчиков поддержал подошедший депутат Олег Шестаков, заверив, что он тоже возмущен «пропагандой алкоголя» со стороны пивоваров и намерен «поднять вопрос» на сессии горсовета, которая проходила в этот же день. Народный избранник не обманул и действительно предложил внести в повестку дня вопрос о «фестивале пивного алкоголизма» с предложением мероприятие запретить, а вместо этого поддержать спорт. Шестакова поддержал его коллега Александр Люлько, сделав при этом дипломатический реверанс в сторону мэра Владимира Городецкого: в свое время городские власти приняли решение запретить продажу алкоголя во время празднования Дня города, что положительно сказалось на атмосфере.
«Нужно поставить вопрос о недопущении пропаганды пива на массовых мероприятиях. А фестиваль — неприкрытая пропаганда пива, которая особенно опасна для подростков и детей», — заключил Люлько.
У борцов с «Балтикой» в горсовете нашлись и противники. Так, Вячеслав Илюхин заявил, что не видит ничего плохого в таком мероприятии, поскольку «такие фестивали проходят в Чехии, Германии и нельзя сказать, что молодежь там спивается». Депутата беспокоит качество большей части пива, продаваемого в Новосибирске, а Надежда Булова заметила, что попытка запретить подобные акции только подогревает к ним интерес, и призвала коллег-депутатов не делать фестивалю дополнительную рекламу. Черту под дискуссией подвел Владимир Городецкий, напомнивший народным избранникам границы для их законодательных инициатив: «Мы ничего не можем добавить к тому, что предписано федеральным законом».
Андрея Никитина не удивляет то, что городские власти встали на сторону «Балтики»: «Компания является спонсором Дня города, возможно, она делает и какие-то другие взносы».
Это не единственный повод для мэра защитить пивоваров. За прошлый год «Балтика» заплатила в местные бюджеты около 1 млрд рублей — это один из крупнейших налогоплательщиков. Причем большая часть произведенной на новосибирском заводе продукции продается за пределами Новосибирской области, фактически привлекая деньги в регион. Продвижение пивных брендов при помощи музыкальных мероприятий — давно сложившаяся международная практика. «Балтика» проводит свои фестивали в большинстве крупных городов России. В этом году фестиваль уже состоялся в Ростове в мае, а в июле будет помимо Новосибирска проходить в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Красноярске и Ярославле. В прошлогоднем фестивале в Заельцовском бору приняли участие порядка 15 тыс. человек, что сделало это мероприятие самым популярным open air в Новосибирске. В «Балтике» утверждают, что никаких эксцессов не было, а контроль за тем, чтобы пиво не продавали несовершеннолетним, был даже выше, чем это бывает в обычной розничной торговле.
В «Балтике» говорят, что в прошлом году кваса на фестивале было продано вдвое больше, чем пива.
По объемам потребления пива на душу населения (менее 70 литров на человека в год) Россия далеко не мировой лидер. Больше всего выпивают чехи (свыше 160 литров на человека в год), на втором месте Ирландия (117 литров), на третьем — Германия (115). Россия в этом «соревновании» постепенно поднимается вверх, но до стран из первой тройки ей еще очень далеко. В 1990 году в СССР на одного гражданина выпивалось 24 литра в год.
Стас Соколов
Фото автора