NGS
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+7°

ясная погода, без осадков

ощущается как +5

1 м/c,

зап.

757мм 42%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Реклама
Город Заселение Сибири

Заселение Сибири

250 тысяч рублей не помогут решить демографические проблемы сибирских территорий

Сибирь всегда была территорией, которую периодически приходилось осваивать и заселять. Естественный прирост населения за Уралом не позволил России даже за 400 лет, прошедших с присоединения Сибири, обеспечить ее заселение. Сегодня проблемы Сибири связаны с оттоком населения в европейскую часть России, с низким уровнем рождаемости. Об этом корреспондент НГС.НОВОСТИ беседовал с ведущим специалистом по вопросам демографии и миграции ОАО «Российская миграционная трудовая биржа», доктором исторических наук, профессором Владимиром Исуповым.

Владимир Анатольевич, какое место занимают современные проблемы Сибири в историческом контексте?

Численность населения Сибири сокращается из-за того, что смертность превышает рождаемость, и из-за миграционного оттока. В истории были самые разные ситуации. Был период, когда миграционный приток населения в Сибирь был очень большим – это период столыпинских реформ, когда в Сибирь прибыло и закрепилось около 2-3 млн. человек. Проблемой России всегда было выделение демографического ресурса для заселения этих территорий. Но этого демографического ресурса на самом деле никогда не хватало. В XVIII-XIX веках у Сибири были конкуренты, которые оттягивали на себя большое количество мигрантов – это южные районы Урала, Оренбуржье, Причерноморье, Поволжье, Северный Кавказ, Кубань. Поэтому Сибирь до реформы Столыпина самостоятельно формировала население, и легенды о притоке в значительной степени преувеличены.

Во время голода 1921-22 годов в европейской части страны сюда прибыло много беженцев, хотя Сибирь тоже была разорена, и после окончания голода в середине 20-х годов начался отток. Еще один период, когда в связи с эвакуацией прибыло около 3 млн. человек, но они же и убыли потом, – это Великая Отечественная война. Сибирь во время войны потеряла часть населения. 50-е годы – это относительно благополучный период, когда было много мигрантов из европейской части России: в эти годы Сибирь очень бурно развивалась экономически. Последний всплеск притока населения – это период освоения нефтегазовых районов Западной Сибири. Но в значительной степени это были временные люди, которые зарабатывали деньги, а потом уезжали. В конце 70-х – начале 80-х начался мощный отток. Но в целом численность населения в Сибири росла.

Что двигает миграционными потоками через Урал?

Проблема в территориальной дифференциации уровня жизни. Люди едут туда, где им легче жить, где они могут больше заработать, получить квартиру еще при советской власти. Сибирь в этом смысле всегда уступала европейским регионам. В наше время просто идет отток населения – там легче сформировать потребительскую корзину, мягче климат.

Сейчас у нас очень тяжелая ситуация, которая усугубляется отрицательным естественным приростом. Численность населения Сибири сокращается и, по-видимому, будет сокращаться и дальше.

Эту тенденцию можно преодолеть? Как?

Первое – это разработка хорошо продуманной, обоснованной концепции миграционной политики. Но вряд ли мы в ближайшее время сможем привлечь переселенцев из европейской части страны – уровень жизни здесь не так высок, плюс, проблемы с работой - такие же, как в европейской части. В 50-60-е годы такой проблемы здесь вообще не существовало.

Второе – преодолеть так называемый «русский крест» - сократить смертность, повысить рождаемость. Но ни на какие 250 тысяч надеяться не нужно, потому что они не решат проблему. Проблема снижения рождаемости значительно глубже и серьезнее. Вся наша социально-экономическая система, как и в странах Европы, направлена на низкую рождаемость. Но в Германии, Франции или США, я вас уверяю, премии за ребенка значительно больше, и ситуацию это совершенно не меняет. Эта надбавка поможет людям, но кардинально ситуации она не изменит.

Могут ли привлечь переселенцев более выгодные условия для Сибири, например, по ипотеке или по реализации других нацпроектов?

Я думаю, что и это не переломит ситуацию. Проблема не только в привлечении мигрантов. Кого вы будете привлекать? У России в настоящее время не хватает – может, через 50 или 100 лет ситуация изменится, но сейчас – катастрофически не хватает демографического ресурса для заселения этих пустынных территорий. Откуда его брать? Европейская часть не сможет выделить этих людей – им самим уже не хватает. Исключение составляет Москва – там совершенно специфические условия, и Москва растет, высасывая соки из других регионов. Абсолютно ясно, что в ближайшее время славянские группы населения сюда привлечь не удастся – людей не хватает нигде.

Максимум, что нам удастся сделать – это привлечь в нефтедобывающие районы людей на работу вахтовым методом. Остается один доступный ресурс, но он под большим вопросом. И этот вопрос на данный момент стоит очень остро – привлечение иностранной рабочей силы.

Из Китая и Средней Азии?

Да. Но для этого нужно четко понимать: эти люди не хуже нас с вами. Они просто другие – у них другая религия, культура, язык и менталитет. И если мы готовы распахнуть двери, то должны отдавать себе отчет: через какое-то время Сибирь уже не будет русской территорией. Она даже может по-прежнему принадлежать российскому государству, но здесь будет уже совершенно другое население – пойдут естественные ассимиляционные процессы. Но мы ведь должны задумываться о сохранении своей собственной культуры.

С прагматической точки зрения это выход. Мы можем получить из Китая, Узбекистана и Таджикистана сотни тысяч рабочих рук, и они будут работать, и работать старательно. Есть, однако, опасность, что эти группы не захотят интегрироваться в общество. Франция хорошо показала: когда численность консолидированного инокультурного населения превышает порог примерно в 15 %, они начинают проявлять активность. Франция перестает быть Францией. И мы должны понимать, что и у нас рано или поздно при такой политике произойдет культурный слом.

Как долго еще можно удерживать статус-кво?

Я не могу сказать точно, но думаю, что историей нам отпущено не так уж много времени. Проблема миграции в Сибирь требует решения на всех уровнях. У нас просто не хватит солдат, которых мы могли бы расставить вдоль границы с винтовками. Мы не сможем сдержать этот поток административными методами. Вот течет река Обь – ее нельзя остановить. Можно только регулировать сток – надо смотреть на вещи реально. Нужен закон, которого нет ни на каком уровне. Идет неконтролируемый поток мигрантов, которых только в Сибири, по неофициальным оценкам, 100-120 тысяч ежегодно. Притом, что официально регистрируется 5-6 тысяч.

Константин Пономарев, специально для НГС.НОВОСТИ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления