![](https://n1s1.hsmedia.ru/4e/df/72/4edf7255ffa0a6f19627d5d3e85c3915/656x438_1_8087211e8177373abcf63aeb1f607f83@1500x1000_0xy1BhABwa_0090868199027965910.jpg.webp)
Торговая сеть «Пятёрочка» открыла первый в Новосибирске магазин новой концепции — с большой пекарней, кофейней и целым набором манипулятивных дизайнерских приёмов в оформлении. В этом «Пятёрочка» не одинока — её конкуренты тоже начали менять привычные магазины.
Супермаркет нового формата открылся в торгово-офисном здании на Нарымской, 37. Магазин площадью 490 квадратных метров занял часть помещения, в котором до этого размещался универсам «Мелисса» группы «Новые торговые системы», а первым арендатором был супермаркет «Континент Вкуса».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2d/a1/64/2da164f62aae4d9e5391c660f401dbe5/656x438_1:5593_faa837ae4baed044213f3fea12600b73@1500x1000_0xfoEIdPFl_3793413704210989711.jpg.webp)
В пресс-службе X5 Retail Group (владелец сетей «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель»), объяснили необходимость запуска новой концепции «изменениями в ожиданиях покупателей, которые произошли за последние 5 лет с момента последнего концептуального обновления торговой сети». «Пятёрочка», действительно, серьезно поменяла внешний вид магазинов в 2015 году, и когда в 2016 году сеть вновь (уже самостоятельно) вышла на новосибирский рынок, ее торговые точки весьма отличались от тех универсамов десятилетней давности, которые работали в Новосибирске в 2000-х годах по франчайзингу.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/aa/d3/d2/aad3d20be819f83818db99abdac68c20/656x438_1:5593_81c8e63f85adfb5026185dac26346290@1500x1000_0xBmcNTmDy_7683671894649743858.jpg.webp)
Внутренняя география магазина также поменялась. Сразу при входе покупатель видит как бы две отличающиеся части зала. Справа расположена зона свежих овощей и фруктов, пекарня и небольшая кофейня. Последняя работает по принципу самообслуживания (рассчитаться за покупки можно банковской картой). На выбор несколько базовых видов кофе (с молоком и без), который стоит 49 или 79 рублей за порцию в зависимости от размера. Здесь же можно взять бутылку свежевыжатого апельсинового сока — процесс выжимания происходит на глазах посетителя, нужно просто подставить бутылку и нажать на рычаг. В кофейне четыре стула у вытянутого вдоль стены столика. Тут же можно зарядить гаджеты.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/52/c4/f2/52c4f2382d81ed05f12b7f4b242b563d/656x438_1:5593_898e86ac39ac3ff89e16fb4ad8af3077@1500x1000_0xHR7g4QZY_2720811793142391045.jpg.webp)
В магазине довольно крупная для такого размера торговых точек пекарня. Уже сейчас здесь обращает на себя внимание хлеб в «деревенском» стиле с более влажным мякишем (он должен дольше оставаться свежим). Хлеб выпекается из полуфабрикатов, но, как утверждает директор новосибирского кластера «Пятёрочки» Олег Казаков, все их «Пятёрочке» приходится везти из европейской части России, в Новосибирске таких пока никто не производит.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/12/6e/92/126e927774d68936d94f88b6d87aba48/656x438_1:5593_86d2d9ade2608bc0f75088ec0e879219@1500x1000_0xYctjN8fL_4319233743492353012.jpg.webp)
Основной зал выглядит более привычно, но и здесь есть небольшие изменения. Например, боковые полки сделаны меньше, чтобы оставить более широкие проходы. Вся замороженная продукция помещена в вертикальные холодильники, которые стоят вдоль стены (горизонтальных, открытых теперь нет совсем). В магазине появились кассы самообслуживания, где можно самостоятельно считать коды и оплатить покупку картой (первыми такой тип касс внедрил в Новосибирске «Ашан»).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1e/81/a8/1e81a88d65204246b5e6a2eb179d34c6/656x438_1:5593_6809fda484ec60640ab999f00e8444c8@1500x1000_0xR6Igg2Xc_1985673070637573126.jpg.webp)
В новой «Пятёрочке» есть отдельный охлаждаемый стеллаж с готовыми (не замороженными) блюдами. В магазине говорят, что не нашли пока других поставщиков, так что почти весь он заполнен продукцией новосибирской «Торговой площади». Кроме упакованных в пластиковые контейнеры салатов, котлет, жаркого и так далее здесь можно купить несколько видов порционных супов и свежие макаронные изделия (не высушенные, а сделанные недавно).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6c/d6/92/6cd692b87166d9b98580a29520050e40/656x438_1:5593_82c336b60d7d4a118e3a6209786fb359@2192x1461_0xxtKaSP7J_9572135857058701244.jpg.webp)
В магазине есть изменения, которые могут и вовсе не броситься в глаза. Например, впервые в новосибирских «Пятёрочках» здесь использован «ломаный пол». Это плитка с нанесенными на нее линиями, которая образует сбивчивый, постоянно меняющийся узор. По замыслу он должен отталкивать взгляд, человеку становится просто некомфортно на него смотреть.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/35/50/2b/35502b7ce265d50513fd7ae71db2c916/656x438_1:5593_9359d5af0c9c5e6c512907a91de0f69a@1500x1000_0xaBlU7jNG_4867023459907375369.jpg.webp)
Сделано это для того, чтобы покупатель оторвал взгляд от пола и перевел его на продукты. Непростым оказывается и освещение. Фотограф, настроивший баланс белого, может обнаружить, что в другой части зала снимки получаются слишком синими (или наоборот, красными). Дело в том, что для разных продуктов подобраны лампы разного оттенка, чтобы сделать товар максимально привлекательным. При этом освещение сделано точечным, так максимально освещенными оказываются именно фрукты или мясо, а не всё пространство торгового зала.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/89/6f/d6/896fd6e0c478a2f22a3476c06797675c/656x438_1_2f4f9d789d315cb9a9ad1fa5bcc26713@2431x1620_0xHbUKpyFc_1057271898527573158.jpg.webp)
Новшества, впрочем, пока непросто даются сотрудникам. Кассиру потребовалось минут пять, чтобы найти штрих-коды выпечки и хлеба, которые взял на пробу корреспондент НГС. Приклеить штрих-коды самому непосредственно у пекарни (как это сделано, например, в «Бахетле» или «Добрянке») было нельзя.
«Пятёрочка» не единственный ритейлер, который в этом году решил обновить свои торговые точки. Так, в ноябре на Красном проспекте начал работать универсам новой концепции сети «Мария Ра». Здесь также есть кофейня, в ней даже работают сотрудники — они, правда, заняты в основном выпечкой и обслуживанием посетителей (кофе тоже варит автомат). Но и здесь посетитель может выпить кофе с выпечкой на месте.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5d/89/26/5d8926adf2200bbbe6a9a2f8e604325b/656x438_1:5593_b300854898bde0e81b3c6096de1e72cb@1464x976_0x1BQDfmxw_5201965835983268642.jpg.webp)
Магазин обновленного формата открыла в Первомайском районе и сеть «Быстроном» — в торговом центре чёрного цвета есть большая пекарня с тандыром, собственное пищевое производство, коптильня (здесь делают колбасу с небольшим сроком хранения) и набором готовых блюд стритфуда (шаурма, бургеры, сэндвичи и так далее). Изменения затронули даже сложившийся вроде бы формат гипермаркета. В октябре в расположенном в ТЦ «МЕГА» «Ашане» впервые появилась так называемая прикассовая зона.
Но год ещё не закончился. На следующей неделе в микрорайоне Стрижи должен открыться универсам сети «Горожанка», который также будет отличаться от действующих точек. По словам директора по маркетингу торгового холдинга «Сибирский Гигант» (кому принадлежит сеть) Марии Бей, в магазине будет мини-кофейня, расширенная зона производства, более яркая зона с охлаждённым мясом.
Необходимость изменений Мария Бей объясняет, в частности, тем, что покупатель становится моложе. В магазины приходят люди, выросшие в мире с иными представлениями о комфорте:
— Люди путешествуют, видят лучшие практики. Любят готовить, любят домашние встречи, не любят тратить время и переплачивать, любят себя. Хотят не чего-то одного, а всего и сразу.
Коммерческий директор «Быстронома» Тимофей Герасько соглашается, что потребительское поведение меняется, люди становятся более требовательными. И усиливающаяся конкуренция просто не оставляет ритейлерам выбора — им приходится тратить деньги на изменения, чтобы покупатели продолжали ходить в их магазины.
Нравятся ли вам магазины нового формата?