Для дегустации мы выбрали пиво самого популярного в мире типа — лагер, получаемого так называемым низовым брожением. Народная любовь к нему понятна: это лёгкий, простой в восприятии напиток, которого к тому же можно употребить много. Особенно под соответствующую закуску.
Для испытаний мы взяли лагеры всех основных типов: местный недорогой (в этом качестве выступило «Жигулёвское» компании «Томское пиво»), пиво под международным брендом российского производства («Крушовица», которую в России делает «Хайнекен»), европейский импорт (Krušovice Imperial из Чехии), экзотический импорт (китайский Harbin), местный крафт («Пиратский замок» пивоварни «Йо-хо-хо»), а также крафт из Москвы («Светлячок» от «Волковской пивоварни») и крафт из Питера («Столица мира» от «Бакунина»). Шесть дегустаторов оценивали образцы по шкале от одного до десяти.
Специалистов мы решили не звать, доверившись вкусам обычных любителей пива, для которых и готовили этот материал. Впрочем, как выяснилось в процессе дегустации, один из участников основательно подкован в этом вопросе, так что в тексте он будет фигурировать как Эксперт. Вот как это было (марки пива расположены по возрастанию занятого в итоге места).
5 место — Krušovice Svetle Royal (Россия, пивоварня «Хайнекен», Санкт-Петербург). 4,5 балла из 10
Цена — 78 рублей за пол-литра
Это известное чешское пиво уже давно варится в России. Некоторым оно даже понравилось, но большинство дегустаторов оценили его ниже среднего, назвав водянистым, невыразительным да ещё и обладающим какими-то странными для классического лагера привкусами.
4 место — «Йо-хо-хо» (Новосибирск) и китайский Harbin (5,8 балла из 10)
Цена — 130 и 182 рубля за пол-литра
Эксперт дал крафту от «Йо-хо-хо» семь баллов («Вкус солодовый, потом с горчинкой. Хорошая карбонизация»), но в целом участники эксперимента усилий земляков не оценили. Производитель, правда, назвал его пилснером, но поскольку пилснер — это разновидность лагера, то он попал в подборку.
Другим дегустаторам «Пиратский замок» казался то слишком сложным, то, наоборот, чересчур простым. В общем, замысел новосибирских пивоваров любители напитка не поняли.
С китайским пивом всё было проще: его признали лёгким и годным к употреблению, но невыразительным. К тому же сразу несколько человек обнаружили во вкусе какую-то «неприятную кислинку». «Это потому, что солод доминирует над хмелем», — объяснил Эксперт.
3 место — «Бакунин» и «Волковская пивоварня» (6,3 балла из 10)
Цена — 180 и 112 рублей за пол-литра
То, что обе известные крафтовые пивоварни набрали одинаковое количество очков, в принципе, неудивительно. Потому что работают они в расчете примерно на одного и того же потребителя — любящего сложные ароматы и насыщенный вкус.
«Здесь несколько видов хмеля, что даёт такой комплексный древесно-сладковатый букет», — пояснил Эксперт.
«Интересное пиво, но много его не выпьешь. Кружечки две, не больше», — резюмировала единственная девушка-дегустатор.
2 место — «Жигулёвское» от «Томского пива» (7 баллов из 10)
Цена — 60 рублей за пол-литра
Этот образец пробовали самым первым, поэтому его оценки поначалу были чуть ниже. Но потом, сравнив «Жигулёвское» с остальным, дегустаторы накинули ему баллов. Вот их комментарии:
«Честное, стандартное пиво без изысков».
«Лёгенькое, ненавязчивое».
«Карбонизация средняя, но достигнута искусственным способом», — повысил ставки Эксперт.
«Больше всего понравилось!»
1 место — Krušovice Imperial (Чехия), 8 баллов из 10
Цена — 265 рублей за пол-литра
Марка принадлежит всё тому же «Хайнекену», но сварено пиво уже в Чехии. Так уж вышло, что заграничную «Крушовицу» пробовали сразу после российской, так что разница между ними была особенно заметна. Формально, конечно, это не одно и то же пиво, а две разновидности одной марки (Royal и Imperial). Но это же очевидный мухлёж со стороны правообладателя, поскольку внешне дизайн бутылок отличается только несколькими элементами, и для потребителя это один и тот же напиток.
В импортной «Крушовице» дегустаторы сразу отметили и приятный хмелевой аромат, и хорошую горчинку, и долгое послевкусие. Но главный вывод заключался в том, что перед нами наконец-то образцовый лагер. Может быть, без каких-то увлекательных деталей, но это именно то, чего ждёт большинство обычных потребителей.
Дегустация была, конечно, непрофессиональной, и оценки некоторых образцов разнились от трёх до восьми. Но цель эксперимента в том и состояла, чтобы взглянуть на популярный напиток глазами обычного покупателя. И, как выяснилось, этот «обычный покупатель», не имея перед глазами этикетки, оценивает недорогое местное пиво почти так же высоко, как знаменитое импортное. А знаменитое, но сваренное в России, и вовсе ставит в самый конец списка.
Фото автора