Звёзды с окраины
Первая точка нынешней теперь уже сети открылась всего шесть лет назад на улице Лазурной (МЖК Восточный). Место, прямо скажем, не очень проходное, но заведение довольно быстро стало популярным за счёт своей службы доставки. Второй «Папа» появился в 2014 году уже поближе к центру: на углу улицы Писарева и Красного проспекта, заняв помещение, где до этого сменилось несколько арендаторов. Место выглядело «проклятым», но стоило здесь поселиться «Папиным» поварам, как проклятие исчезло само собой, а вместо него появились очереди. Это тот редкий случай, когда в новом нераскрученном заведении можно было застать людей, которые смиренно ждут, пока освободится столик.
С тех пор траттория на Красном проспекте уверенно занимает первое место в рейтинге сервиса «Фламп» среди городских едален. При этом очевидно, что финансовые возможности владельцев «Папы Карло» несопоставимы с возможностями компаний, которым принадлежат заведения — ближайшие конкуренты траттории. Так что списать этот успех на какие-то купленные отзывы и рекламу не получается. Это настоящая народная любовь.
Интересно, что другие рестораторы порой относятся к «Папе Карло» как к какому-то недоразумению.
В личной беседе они не раз сообщали обозревателю НГС.АФИША, что интерьер траттории им кажется аляповатым, пицца — неправильной («пирог какой-то») и вообще, дескать, непонятно, с чего такая популярность.
Здесь вам не Италия
Главная претензия к кухне «Папы Карло» звучит так: здесь неправильная пицца. В Италии, дескать, делают иначе. Претензия, в общем-то, довольно нелепая, если учесть, что одной из «фишек» здесь изначально сделали пиццы разных народов: бельгийскую, чилийскую, японскую и так далее. Ну как можно серьёзно требовать итальянских традиций от «японской» пиццы?
«Папа Карло» не пытается изображать итальянца, а работает для тех людей, которые живут в Новосибирске — и в Италии в большинстве своем, скорее всего, никогда не были.
Яркая демонстрация этой хитрой политики — количество начинки. У «Папы» её кладут на пиццу щедро, с избытком, так что она едва держится на тонком тесте. В Италии так действительно не делают, потому что пицца там — лёгкая, изящная закуска, а не какое-то серьёзное блюдо, которым можно наесться на весь оставшийся день. Нашему же потребителю, как правило, лишённому иного опыта, нужен какой-то веский аргумент. И когда он видит на тесте толстый слой сыра и колбасы (да ещё и при умеренной цене в 350–400 рублей) — это работает.
При этом приходится признать, что пицца сделана качественно. Если в ней есть помидоры, то они порезаны тончайшими пластинками; если в рецепте появляется рыба, то она не высушивается в печи, а остаётся нежной, добавляя вкусу свежести. Плюс разнообразные соусы, которые заставляют привычные продукты играть по-новому.
Взять вот хотя бы «Русскую» пиццу, «русскость» которой заканчивается, в общем-то, на том, что к мясному фаршу добавлен хрен. Никаким итальянцам такое, конечно, и не снилось, но результат ведь интересный — получается новый интригующий вкус.
При этом нужно отдавать себе отчёт, что «Папа Карло» — место сравнительно недорогое, и это порой сказывается на ингредиентах. Например, в пицце «Четыре времени года» роль грибов играют консервированные опята (хотелось бы чего-то более внушительного и свежего).
Несмотря на то что слава «Папы Карло» связана прежде всего с пиццей, мне лично здесь больше нравятся паста и салаты. Могу порекомендовать и равиоли с тыквой — сваренные ровно до той степени, чтобы они могли впитать соус, не растеряв при этом упругости теста. Правда, сыр мне кажется тут лишним: под его напором тыква как-то теряется.
Римская романтика
Новое заведение «Папы» по традиции открылось не в самом проходном месте: в начале улицы Серебренниковской, в подвале, который тоже повидал уже несколько вывесок. Да, теперь это ресторан, у которого даже появилось дополнительное имя — ROMA ANTICA (с латинского — «древний Рим»). Название пишется со сдвоенной буквой «А», так что получается ещё и «Романтика».
Стиль интерьера в целом повторяет прежние заведения, разве что здесь всё сделано с большим размахом и старанием. Некоторые уголки ресторана смотрятся так, как будто здесь бывала ещё в молодости ваша бабушка. Возникает чувство, что вы попали в какой-то параллельный, совершенно отделённый от городского шума мир.
Однако этот мир с окружающим городом накрепко связан: грубые гранитные камни на стене не приклеены рабочими, а были здесь изначально. Это часть старого фундамента дома, построенного более 60 лет назад.
Одно из главных отличий ресторана от тратторий — здесь гостям вручают напечатанное меню (кто не знает, в первых заведениях о блюдах рассказывают официанты, что некоторых посетителей шокирует). К слову, список блюд в ROMA ANTICA немного обновили: к пицце и пасте добавили несколько салатов, мясо, жареную дораду и ещё чего-то по мелочи. Но главное, здесь появились огромные прямоугольные пиццы на компанию (по 1,2 и 1,4 кг). Стоит такой гигант от 750 (с колбасой пепперони) до 1250 рублей (с креветками, индейкой и рукколой), и если брать большую пиццу на четыре-пять человек, то выйдет даже недорого.
В Италии (а конкретно в Риме) такие штуки, кстати, пекут на противнях и продают порционно.
Сибирские пиццеведы за такое, конечно, заклевали бы, но римляне люди неприхотливые: едят и не жалуются.
Третье заведение «Папы Карло» — показательный пример новой тенденции, когда рестораторы, которым действительно есть что предложить публике, решаются открывать свои заведения на тихих улицах, в совершенно нетусовочных местах. Лишая себя потока случайных посетителей, слетевшихся на яркую вывеску, такие рестораны и бары получают действительно «своих» гостей, которым нравится не только содержимое их тарелок, — людей привлекают особая атмосфера и понятная публика.
Стас Соколов
Фото автора