23 июня среда
СЕЙЧАС +12°С

«Интерстеллар»: пора валить с этой планеты

Один из лучших фильмов года — головоломный и потрясающий воображение блокбастер о переселении человечества в другую галактику

Поделиться

Поделиться

Справка: «Интерстеллар» (Interstellar; США, 2014) — научная фантастика, космическая одиссея. Реж. — Кристофер Нолан («Престиж», «Темный рыцарь», «Начало»). В ролях: Мэтью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Майкл Кейн, Мэтт Дэймон и др. 169 мин. Рейтинг IMDb: 9.40. 12+

В не слишком отдаленном будущем Земля постепенно (люди успевают привыкнуть) чахнет. Вырождаются одна за другой сельскохозяйственные культуры. В воздухе прибывает и прибывает азота и всепроникающей пыли. К началу действия «Интерстеллара» человечество отказалось от армии, большей части науки, медицины и промышленности — и сосредоточилось на сельском хозяйстве.

Выросшая в комнате, где вместо стен — полки с книгами, десятилетняя умница-дочь главного героя Купера от этих уроков злится и дерется с дураками-одноклассниками, которые так легко поверили, что у человечества никогда не было мечты, а были только вранье и политические дрязги. Новое средневековье, официальный отказ от прогресса и возвращение к натуральному хозяйству тихо сводят с ума и самого Купера, в прошлом (которое кажется уже нереальным) — пилота НАСА, а теперь — фермера-кукурузника. Но вдруг — практически с грядки — Купера берут в тайно подготовленную (космические исследования, напомним, в новом кукурузном мире не одобряются) экспедицию.

Поделиться

Маршрут экспедиции пролегает через обнаруженную возле Сатурна «кротовую нору» в другую галактику — на поиски планеты, годной для выживания человеческого вида.

Тут надо сразу предупредить, что в «Интерстеллар» (название переводится как «межзвездный») вообще будут очень много говорить о физике. Сценарист Джонатан Нолан (неизменный соавтор в фильмах своего брата) специально прослушал курс по теории относительности в университете. Главное сюжетное условие «Интерстеллара» — «кротовая нора» («червоточина», или мост Эйнштейна – Розена) — это гипотетическое искривление в пространстве-времени, короткий (быстрее скорости света) путь между двумя точками пространства.

Но главное, что нужно знать об «Интерстелларе», — он вообще не совсем то кино, за которое его можно принять издалека. Проект именитого режиссера, который аж с самим Бэтменом знаком, упакован как поп-корновый блокбастер, напичканный передовыми спецэффектами. Однако почти трехчасовой «Интерстеллар» таковым не является (как не была таковым и, скажем, «Гравитация»).

Поделиться

Первая треть «Интерстеллара» происходит вообще на Земле. Никакого тебе космоса, пока не доешь кукурузную кашу неторопливого погружения в быт и нравы семьи Купера, который старается не терять оптимизма — и передать его детям. На самом деле все, что происходит в первой части фильма (где, казалось бы, ничего не происходит), — действительно важно для сюжета. Для его кульминационной части, в которой вспыхнет ясное осознание, что мы — часть Вселенной, а космос — в том числе и здесь, а не только где-то над головой.

Вырвавшись из пыльной земной атмосферы, «Интерстеллар» остается медленным и раздираемым семейной драмой, от которой не убежать даже в другую галактику. Купер не может простить себе, что оставил на умирающей Земле детей. Выросшая (в роскошную артистку Джессику Честейн, которая выступает тут не менее круто, чем МакКонахи) дочь блудного папу тоже прощать не намерена. Компьютерные спецэффекты Кристофер Нолан сознательно минимизировал, вдохновляясь классическими фильмами про космос. «Интерстеллар», по сути, не показывает больше, чем космонавт может увидеть в иллюминаторе или высунув нос в открытый космос (за исключением развязки, но тут вообще каждое лишнее слово — спойлер). Поймите правильно: «Интерстеллар», конечно, остается большим голливудским фильмом — но без галлюциногенных красот и 3D-чудовищ.

Если перед сеансом вас раздражают малолетние хихикающие любители пива в соседних креслах, то приберегите ваш гнев: они будут наказаны невыносимыми страданиями от неторопливости фильма и обилия физики и философии в диалогах.

Но почему же они не могут сбежать? Кажется, потому что с этого корабля просто невозможно сойти, не узнав, что на следующей остановке и какие ответы будут в конце. Минимализм (по меркам блокбастера за полторы сотни миллионов долларов, естественно) не мешает безымянным планетам, по которым проходит путь экспедиции, — с их тяжелой водой и твердыми облаками — щекотать будоражащим чувством прикосновения к другой реальности, открытия и изумления. Как в «Помни» и в «Начале», братья Ноланы выстраивают сюжет как огромную головоломку, которая в конце щелкнет — и сложится. Догадаться, в чем фокус, правда, можно сильно заранее, но эффектности «Интерстеллара» это не отменяет. Если у него и есть изъяны, то это — куцеватые характеры и истории всех прочих участников межзвездного плавания (кроме харизматичного и истерзанного виной и сомнениями Одиссея-Купера), и то, что последние минут десять фильма выглядят откровенно лишними и придают ему сентиментально-глуповатый вид.

Сам Нолан так сразу и заявил: хочет снять фильм, который вдохновит человечество поактивнее осваивать космос.

И «Интерстеллар» изо всех сил старается воспроизвести космически-технический энтузиазм полувековой давности, — так усиленно, что кино оказывается редчайшим примером ленты о гибели Земли, в которой практически нет экологического аспекта и извинений за то, что мы так далеко зашли. Можно упрекнуть братьев Ноланов в том, что в «Интерстелларе» они ставят перед собой амбициозные, на грани наглости, задачи и лезут в черную дыру поперек Кубрика с его непокоренной вершиной «Космической одиссеи». Но безумные амбиции покорителям космоса к лицу — и «Интерстеллару» удается почти невозможное: нахально пообещав провести за кулисы мироустройства и показать, где лежит смысл жизни, он, в общем-то, остается убедительным (и очень увлекательным) до конца. И сочетает эту увлекательность со стройным философским манифестом. В этом манифесте «противоестественное» в человеческой жизни (типа любви, пользу от которой для общества можно найти только до определенных пределов, или бесцельной вроде как любознательности) объявляется нашим главным эволюционным преимуществом.

Оценка НГС.АФИША: 4,5 из 5

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...