20 октября среда
СЕЙЧАС -1°С

«Три мушкетера»: боже, какой мужчина

В попытке повторить успех культового советского фильма создатели нового заострили внимание на сексуальных проблемах д'Артаньяна

Поделиться

Поделиться

Справка: «Три мушкетера» (Россия, 2013) — очередная экранизация романа Александра Дюма. Реж. — Сергей Жигунов. В ролях: Риналь Мухаметов («Искупление»), Юрий Чурсин («Изображая жертву»), Алексей Макаров («Личный номер»), Екатерина Вилкова («ПираМММида»), Константин Лавроненко («Возвращение»), Мария Миронова («Свадьба»), Василий Лановой. Бюджет — 12 млн долл. 3D. 112 мин. 12+

История о том, как юный провинциал д'Артаньян на старой кляче приехал в Париж, как ввязался в смертельную ссору с королевскими мушкетерами Атосом, Портосом и Арамисом и завоевал их дружбу и как потом весь квартет покувыркался в интригах королевского двора, любовных похождениях и схватках боевых, — в общем, все это отменно кинематографично. Родись Дюма позже, он бы и сам, с его коммерческой хваткой и сюжетной лихостью, писал бы сценарии для синематографа пачками. К тому же в «Трех мушкетерах» герои скомплектованы по тому же принципу, по которому через полтора века ушлые продюсеры начнут собирать бойз-бэнды: милашка, умник, пижон и скромник — на любой вкус.

Среди этого — на тысячу, наверное, часов просмотра — есть и добросовестные костюмные постановки, и диснеевские мультики, и немецкие «Сексуальные приключения мушкетеров». Есть фильмы чешского, японского и филиппинского производства.

Поделиться

Но важнейшим из них для нас является въевшийся в коллективную память на постсоветском пространстве телевизионный мюзикл 1979 года — с распеванием «Пора-пора-порадуемся» и Михаилом Боярским, который после этого фильма так и ходит в шляпе и улыбается. Новых «Мушкетеров» неизбежно будут сравнивать именно с ним — а не с французскими, скажем, экранизациями и даже не с книгой.

Впрочем, дебютировавший в «Трех мушкетерах» как режиссер (а ранее известный как актер — из «Гардемарины, вперед!», например, — и продюсер, также тяготеющий к жанру плаща, декольте и шпаги), Сергей Жигунов подчеркивает, что не снимал римейк, а экранизировал книгу.

Ее общий сюжетный каркас в новой экранизации сохранился. Многие линии опущены, но это для толстого и плотно набитого романа неизбежно. Впрочем, хотя новое кино явно относит себя к более серьезному жанру, чем песенная буффонада старых «Мушкетеров», оно явно подражает их общему настроению, нагнетая взвинченное придурковатое веселье. Срубленные шпагой д'Артаньяна розы застревают между грудями миловидных поселянок; сам он то и дело проходит по экрану колесом.

Поделиться

Тут нельзя не оговориться, что я не испытываю пиетета перед старыми «Мушкетерами». Признаюсь, они кажутся лично мне раздражающе пошловатым, устаревшим и очень провинциальным зрелищем.

Эта нередко присутствующая в советских фильмах жанра «наши артисты играют зарубежную жизнь» местечковость — в смысле глухоты к чужим культурам — похожа на то, что применительно к зарубежному кино про русских называется «клюквой». Только в «клюкве» русские превращаются в карикатуру и набор стереотипов, — ну а здесь французы и прочие народы превращаются в совершенно советских людей. Иногда (например, в «17 мгновениях весны», где советские партийные деятели почему-то носят форму нацистских функционеров) это придает фильму сюрреалистическое обаяние, но иногда просто раздражает.

Другое дело, что музыкальному фарсу, каковым являются старые «Мушкетеры», быть исторически достоверным вовсе и не нужно — не тот жанр. Но и новый фильм, — костюмная приключенческая драма, что означает некоторые требования к общему антуражу, снятая не за железным занавесом, — полон того же ощущения глухой к миру местечковости: королевскую Францию населяют пропитанные тональным кремом женщины, которые с интонациями вокзальных буфетчиц произносят реплики «боже, какой мужчина» (или что-то в этом роде).

Режиссеры старого и нового фильма обмениваются колкостями через прессу, обвиняя друг друга в зависти, низости и прочих пороках. Читать это все довольно стыдно. Не менее неловко читать интервью Сергея Жигунова, в которых он сообщает, что ему удалось углубить характеры героев романа. Сюжетообразующим фактором, например, стало то, что д'Артаньян — девственник, Констанцию он принимает за проститутку, и она действительно ведет себя так, как будто сдается вместе с комнатой.

Ну а миледи разгневала мужа-графа не сокрытой от него судимостью, а завалившись с каким-то прохожим мужиком на сеновал.

Кому нужен этот фильм — неясно. Создатели «Трех мушкетеров» утверждают, что он должен понравиться подросткам. Но, во-первых, едва ли у современных школьников есть культ романа Дюма. Во-вторых, фильм просто скучноват — поединки на шпагах и конные погони в нем поставлены вроде бы добротно, но по современным меркам совершенно не зрелищно. В-третьих, для тех, кого авторы называют «подростками», есть позапрошлогодний фильм от режиссера «Обители зла»: стоящая ровно в 10 раз больше (и выглядящая ровно в 100 раз круче) веселая дичь с дирижаблями и Милой Йовович без юбки.

Впрочем, киноверсия — это вырезка из будущего мини-телесериала (и это заметно — персонажи появляются из ниоткуда, о важных событиях сообщают постфактум). В общем-то, несмотря на немаленький, по нашим меркам, бюджет, в телевизоре новые «Три мушкетера» будут смотреться куда органичнее, чем в кино, а семейные неурядицы королевы Анны Австрийской составят неплохой фон для уборки, стирки и прочих домашних дел.

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...