NGS
Погода

Сейчас+19°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+19°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +16

3 м/c,

зап.

754мм 35%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Развлечения Почти как в Венеции

Почти как в Венеции

3 сентября в городе стартовал 15-й международный фестиваль документального кино «Встречи в Сибири». На открытии показали фильм Виктора Косаковского «Да здравствуют антиподы!»

Представители новосибирского кинобомонда, собравшиеся в «Победе», так радовались друг другу, что сразу становилось понятно: этот фестиваль — именно место встреч. Да и сам я увидел здесь несколько знакомых людей, с которыми последний раз пересекался еще в прошлом тысячелетии…

Выступивший перед показом режиссер, больше похожий на кутюрье, попросил, чтобы зрители на время просмотра отключили (вы, наверно, подумали — мобильники?)… свой ум и расслабились. А также сообщил, что денег для финансирования в родном отечестве найти не смог, поэтому обратился к продюсеру из Германии Хайно Декерту, который рискнул вложиться в этот весьма амбициозный проект.

Вроде бы надо радоваться, что нашему брату не дают пропасть и протягивают щедрую немецкую руку помощи. Но мне тут же невольно вспомнился позапрошлый год, когда в рамках тогда еще 13-го фестиваля показали фильм Сергея Лозницы «Счастье мое», также оплаченный «объединенной Европой». Антироссийский пафос фильма был столь силен, что я, даже не будучи законченным патриотом, тогда едва досидел до конца — так за державу, знаете ли, было обидно.

Косаковскому, слава богу, отрабатывать каким-то особым образом евро-вложения не пришлось. Фильм получился вполне невинным: никакой политической ангажированности, полный геополитический нейтралитет. Может быть, потому, что это проект о людях, которые являются полными антиподами, ну или, по крайней мере, таковыми должны быть, поскольку живут в противоположных частях света: сибиряки и чилийцы, испанцы и новозеландцы, китайцы и аргентинцы etc…

Эта глобальная по своей сути и концептуальная по задумке идея пришла в голову Косаковскому, когда он однажды увидел аргентинского рыбака, который удил рыбу, стоя на мосту. Продолжив в своем воображении направление лески, как вертикальной оси, режиссер призадумался: а где она может выйти, в смысле — на противоположной части земного шара? Так из случайного наблюдения вырос фильм «!VivanlasAntipodas!», первый показ которого ровно год назад открывал Венецианский кинофестиваль (кстати, второй в мире по престижности после Каннского и тот самый, на котором победил тогда фильм Сокурова «Фауст»).

Если бы не шумный перенаселенный Шанхай, выбивающийся из общей картины, то у инопланетянина, посмотревшего «Антиподов», создалось бы впечатление, что Земля — пристанище одиночек, исповедующих дауншифтинг и живущих вдали от цивилизации. И, несмотря на то, что в Сибири рубят топором капусту, а в Африке собирают руками слоновьи лепешки, в Аргентине обсуждают кваканье лягушек (которые, оказывается, далеко не каждый вечер делают это с огоньком), а на Гавайях катаются на мотоцикле по еще теплой вулканической лаве, — все эти «антиподы» в чем-то очень похожи и связаны друг с другом невидимыми нитями.

Судя по всему, Косаковский не особенно стремился нагрузить картинку плотным содержанием, не говоря уже об извлечении из нее каких-то глубинных смыслов. Он слишком часто вращает ее, совсем как ребенок — калейдоскоп, подчеркивая этими переворотами вверх ногами, что дело происходит на противоположных сторонах земного шара. Но при этом совсем не утруждает себя поиском каких-то особых отличий героев друг от друга: довольствуется философским созерцанием однообразия жизни, спокойно переводя камеру то на живописный пейзаж, то на животных — львов, отдыхающих на лужайке, суетливую ящерицу или парящую птицу.

И этими бонусными планами набирает 108 минут, чтобы по продолжительности выходило «одинаково со временем полета Юрия Гагарина», — что, видимо, также являлось частью авторского замысла. Мэтр отечественной документалистики и в самом деле работает как кутюрье, создавая высокохудожественное полотно, которое приятно ублажает глаз на большом экране, не особенно затрагивая мозги. И ведь, главное, он при этом не нарушает основную заповедь документалиста: чем осторожнее вторгаешься в окружающее пространство и минимальнее его интерпретируешь, тем реальнее получается кино.

Может быть поэтому, в этот раз Косаковский не идет на сближение с героями (а чтобы убедиться в том, что он умеет делать обратное, достаточно посмотреть хотя бы фильм «Лосев», где он сумел разговорить, казалось, абсолютно закрытого и недоступного русского философа), ограничиваясь наблюдением. В итоге считывает только тонкий верхний слой реальности и в этом смысле недалеко отходит от видового кино…

В российский прокат фильм «Да здравствуют антиподы!», скорее всего, не выйдет. Поэтому его показ на открытии «Встреч в Сибири», может оказаться единственный шансом для сибиряков увидеть это масштабное полотно в единственно возможном адекватном формате, то есть — на большом экране кинотеатра.

Фото rambler.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления