Пару лет назад я наткнулась на любопытные фотографии Майкла Вульфа — это была серия снимков обычных гонконгских многоэтажек и небоскребов, вернее, их фасадов. Вроде простые кадры, на которых роятся своими сотнями окон и балконов железобетонные ульи, но что-то в этих фото гипнотизировало — так и хотелось посчитать все эти окошки, двери, пролеты и ужаснуться этому промышленному левиафану, к которому мы совершенно привыкли.
А вчера я наконец добралась до СЦСИ, где проходит выставка красноярского художника Александра Сурикова «Изделия номер» и увидела совершенно тот же самый проект, только на холстах. Не знаю, видел ли Суриков серию Вульфа (уверена, что видел), ну да не в этом дело — проект получился по-своему интересный, хоть и чересчур однообразный. И очень напомнил мне один навязчивый ночной кошмар, в котором я регулярно блуждаю по какому-то неведомому промышленному району и все время оказываюсь в окружении одних и тех же унылых панельных девятиэтажек. Представьте себе разноцветную геометрию Мондриана, только эти квадраты и прямоугольники размножены десятикратно, вызывая головокружение.
На одних работах Суриков рисует фрагменты недостроенных многоэтажек — с зияющими квадратами черных окон, прорисовывая многочисленные повторяющиеся детали. Абстракцией это вряд ли можно назвать, а от неопластицизма Мондриана, с которым сравнивают художника, осталась разве что форма — по сути, перед нами какой-то скрупулезный фотографический гиперреализм, вырисованный с маниакальной тщательностью. В других картинах он, напротив, уходит в совершенную абстракцию с ослепительными неоновыми цветами, напоминающими о поп-арте Уорхола. Только Уорхол развивал идею тиражности конкретного объекта масс-культа, а Суриков упростил эту идею до абсолютного предела, размножая разноцветные квадраты типовых застроек, среди которых мы все живем.
Для пущего реализма художник, помимо акрила и масла, использует смесь бетона и песка, тактильно воссоздавая нашу унылую жилую архитектуру. А некоторые работы так и вовсе напоминают висящие на стенах отодранные панели. Помню, несколько лет назад на выставке Quobo в НГХМ на стене на манер живописного полотна висел натуральный кусок обшарпанного танцпола, который Карстен Конрад сперва сам разрисовал, а потом демонтировал из какого-то берлинского клуба. Очень напомнило.
Пускаться в рассуждения о художественной ценности проекта мне неохота, потому что это не более чем визуальный эксперимент, что-то вроде скорбной шутки, напоминающей, среди какого урбанистического уродства мы живем.
Фото morrigami.com