«Мегамозг» от студии Dreamworks — отличный мультфильм. В режиме 3D с экрана на тебя несутся обломки небоскребов, искры, разноцветные лазерные лучи и зубастая рыбонька-мутант в костюме гориллы-монстра — раньше такое зрелище было доступно лишь избранным наркоманам, а теперь всем без исключения узникам детских садов и начальной школы, в чьих черепушках ежедневно взрываются атомные бомбы комиксов про Человека Паука, Галактуса и Серебряного Серфера. Если вскрыть детские черепные коробки, то мы, скорее всего, увидим поверхность взорванного мозга, наподобие лунной — с кратерами и вулканчиками. При этом дети остаются детьми, и самая диковинная чертовщина в их сознании окажется полянкой с зайками и плюшевыми мишками. Если разобраться, мультфильм «Мегамозг» рассказывает именно об этом.
Справка: «Мегамозг» (Megamind; CША, 2010) — мультипликационная комедия о неудачливом суперзлодее, которого обстоятельства вынудили спасать мир от супергероя-ботаника. Режиссер — Том МакГрат («Мадагаскар», «Мадагаскар 2»). Озвучка: Брэд Питт и Уилл Фаррелл. Бюджет 90 млн долларов. 95 мин.
На этот раз детские мозги взрывать поручили Том МакГрату, демиургу КВНа говорящих зверушек и режиссеру всех «Мадагаскаров». Продолжая Dreamworks’овскую галерею добрых в душе отморозков («Шрэк», «Гадкий я»), аниматор десантировал на землю симпатичного суперзлодея с большой синей головой, трогательными зелеными глазками и стыдливыми розовыми ушками. Злодея зовут Мегамозг, а облик его синтезирован из Дракулы, Фантомаса и марсианских уродцев из первобытного фантастического трэша.
История начинается с извечного противостояния суперзлодея Мегамозга и супергероя Мачомена, похожего на Джорджа Клуни (глубокий зевок), однако через двадцать минут с сюжетом происходит микроинсульт и зритель давится попкорном: Мегамозг стреляет из инновационной базуки и супергерой Мачомен превращается в белый скелетик с вяло свисающими конечностями.
Мегамозг со своим верным дружком — рыбкой в костюме бронированного Кинг-Конга — неторопливо бродит по полумертвому добродушно апокалиптическому городу, размышляя о том, какому гоблину теперь нужно его суперзлодейство. Вывод приходит достаточно тривиальный — нужно с нуля сконструировать нового супермена. И как это водится в наши хипстерские времена «Пипеца» и «Скотта Пилигрима», выбор судьбы падает на горемычного ботаника (типологически восходящего к искупавшемуся в химикатах герою юмористического кинофильма «Токсичный мститель»).
Начиная с этого момента сюжет начинает прыгать, кувыркаться и радовать зрителя в меру предсказуемыми, в меру неожиданными поворотами, на удивление несортирными шутками, как нельзя более адекватным — в духе последнего «Шрэка» — саундтреком (Майкл Джексон, Guns N’Roses), унося зрителя в головокружительные просторы 3D-пространства, отработанного на твердую «пятерку».
Пронизывающие зал выстрелы красных лазерных лучей из суперпушек, больше похожие на мерцание елочных гирлянд, превращают киносеанс в новогодний утренник, а падающие взрывающиеся здания воскрешают в памяти не теракт 11 сентября, а посиделки в песочнице.
Одним словом, фейерверк, карнавал и танцы до упаду — кажется, именно так зритель 5–9 лет и представляет себе ожившую вселенную комиксов Marvel. Слизь, мутация, радиоактивные отходы и пышногрудые красотки уходят на периферию детского сознания, реальной же остается невинная игра с дыщ-дыщ, тыц-тыц и ух-ты, подчиняющаяся, впрочем, какой-то шизофренической логике. Недавно юный фанат комиксов Marvel как о чем-то само собой разумеющемся рассказал мне историю о Мефисто, в жерле вулкана закатавшем Серебряного серфера и Человека-паука в скейтборд, а потом освободившем их из заточения, потому что был не в силах терпеть их героизм. В «Мегамозге» шизофрения такого рода тоже присутствует, однако с лихвой искупается детским обаянием Мегамозга. После масштабных разрушений суперзлодей в задумчивости колотит о землю подвернувшийся легковой автомобиль — эта трогательная сцена, думается, знакома каждому родителю.
Да и вообще, как можно плохо относится к суперзлодею с ушками, краснеющими в самые романтические моменты. Практически невозможно. К слову, рядом со мной на сеансе с внуком сидел дедушка лет семидесяти и с видмым восторгом реагировал на каждую шутку Мегамозга.
Надо признаться, что и автора этой рецензии «Мегамозг» настроил на лирический лад и после сеанса породил такую сентиментальную идею: когда нынешним дошкольникам исполнится 30 лет, а их дети будут повсеместно играть с летающими игрушечными монстрами в виде осязаемых трехмерных голограмм, позрослевшие любители комиксов будут смотреть на подшивку «Человека паука» и диск «Мегамозга» с такой тихой ностальгической нежностью, какую мы испытываем сейчас, глядя на старых плюшевых Чебурашек и стеклянные елочные игрушки из детства наших родителей.
Владимир Иткин
Иллюстрации — kinopoisk.ru