Первый отечественный мультфильм для просмотра в 3D-очках «Звездные собаки: Белка и Стрелка» сделан по образу и подобию американских мультипликационных блокбастеров. Но на экране — старая Москва со сталинскими высотками на горизонте и суперзвезды советской поп-культуры — дворняги Белка и Стрелка, первые собаки, побывавшие в космосе и вернувшиеся на Землю. Вообще, вдруг оказалось, что чуть ли не большинство интересных российских чисто жанровых лент (от мюзикла «Стиляги» до аниме «Первый отряд») вдохновляются советским мифом.
Справка: «Звездные собаки: Белка и Стрелка» (Россия, 2010) — первый отечественный мультфильм с 3D-версией и первое полнометражное кино о знаменитых собаках, слетавших в 1960 году в космос. Режиссеры — Святослав Ушаков и Инна Евланникова. Роли озвучивали Елена Яковлева, Сергей Гармаш, Евгений Миронов и др. Бюджет — 4 млн евро. 80 минут.
Человек с невыразительным лицом под шпионской шляпой доставляет в Белый дом чемоданчик. Из чемоданчика выскакивает щенок и немедленно сшибает столик с антикварной вазой. «Stupid Russian dog!» — вскрикивает президент Джон Ф. Кеннеди. «Загадочная русская душа», — переводит закадровый голос. А щенок Пушок в соседней комнате уже рассказывает породистым питомцам семьи Кеннеди, что он не простая дворняга, а сын самой знаменитой собаки в мире: «Эта история началась очень давно — три года назад…».
Три года назад беспризорная тертая Стрелка бродила по московским улицам. А изящная Белка выступала в цирке-шапито в компании попугая (очень похожего на того самого, блудного), столь же смутно знакомых мартышек и слона с немецким акцентом (трофейный?). Вполне в духе времени интеллигентная артистка и нищенка с блатными замашками однажды окажутся вместе в зарешеченном кузове грузовика, не зная, куда их везут (среди версий — Север и целина). И в итоге угодят на секретную базу, где овчарка Казбек (солдафон, будто из «Солдата Джейн»), рявкая: «Тут вам не восьмое марта!», будет гонять героинь со стайкой других вялых новобранцев до взмокшей шубки и выпавшего языка, лепя из них граждан, достойных подвига — первого полета в космос.
Режиссер «Белки и Стрелки» Святослав Ушаков работал на студии «Пилот», снимал клипы для группы «Ноль» («Человек и кошка») и группы «Ногу свело» («Хару Мамбуру»). Один из сценаристов Александр Талал — соавтор «Черной молнии», про другого сценариста Джона Чуа сообщается, что в родной Америке он учился сценарному искусству. Работа над «Белкой и Стрелкой» шла несколько лет. Последние месяцы ушли на спешный перевод готового материала в 3D-формат — такой же аврал после «Аватара» кипит и в Голливуде.
Картинка местами пьяно двоится, при резких движениях камеры с публикой приключается морская болезнь, против сопромата и оптики грешат частенько. К сопереживанию тренировкам будущих космонавтах на всяких центрифугах зритель готов — его тоже тошнит. В общем, смотреть нужно версию «без очков» — правда, и здесь останется ощущение легкой недорисованности: то грубоватая геометрия образца американской десятилетней давности, то нетвердые попытки изобразить старую Москву, как Париж в «Рататуе» — тонко, в трещинках.
Люди выглядят совсем болванками. Впрочем, их и в кадр пускают редко, а звездные псы выглядят и держатся отменно харизматично. Заранее, конечно, известно, что Белка и Стрелка пройдут отборочную гонку и полетят (не подслащивая пилюлю, героинь ведут к ракете мимо череды памятников собакам, которые не вернулись, — таких, сообщает историческая справка, было восемнадцать).
Но создатели «Белки и Стрелки» рассказывают известную историю увлекательно, душевно и с сюрпризами.
Советская мифология — спутник с красной звездой, «Рабочий и колхозница» (в ногах у воплощения тоталитарной мощи ночует комочек-Стрелка) — в мультфильме не только оживает и неожиданно умиляет, но и незаметно корректируется. Лозунги здесь на автомате пролаяны овчаркой-солдафоном, а на подвиг ведут личные мотивы: одиночество Стрелки, задетое самолюбие Белки, дружба и любовь. Есть традиция жертву за правое дело как высшую ценность в советском героическом кино противопоставлять «спилберговской» морали из «Спасения рядового Райана»: каждая жизнь бесценна — даже на грандиозном историческом полотне. И в — пусть и слегка неуклюжем — финальном сюжетном сюрпризе «Белки и Стрелки» жестокий миф о личности-винтике ловко подменяют на спилберговский гуманизм.
Показывать «Белку и Стрелку» детям — все равно что показывать им советские мультики: родителям умилительно, а детям — многое непонятно. Например, язык и типажи — болтливая крыса Вениамин, носящий как пояс напоказ наручные часы, разговаривающий цитатами из культовых советских текстов, или супружеская пара жирных бульдогов, словно из советской сатиры, — наглые, недалекие мещане.
Не страдающей квасным патриотизмом корреспонденту НГС.РЕЛАКС «Белку» при всех ее слабостях смотреть было все-таки куда интереснее, чем в очередной раз получать автоматическое удовлетворение от мощных возможностей студии DreamWorks.
Новый 3D-релиз DreamWorks — «Как приручить дракона» — выходит в российский прокат одновременно с «Звездными собаками». И тем, кто хочет гарантированно порадоваться, а тем более — порадовать ребенка, лучше идти именно на американского конкурента. В «Драконе» DreamWorks неожиданно отошли от капустников а-ля «Шрэк» в пользу истории больше в духе их конкурентов — Pixar; полеты за облака на фантастических тварях вообще головокружительны. Рядом с «Белкой и Стрелкой» «Дракон» выглядит как холеный бордоский дог бок о бок с линяющим Шариком из соседнего двора. Впрочем, можно сказать, и что породистые доги свои медали получают предсказуемо и столь же предсказуемо радуют дрессировкой. А Шарики с их путаной родословной — в неправильном прикусе чудится то советский Мухтар, то голливудский Вольт, — чем-нибудь да удивят.
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru