В Новосибирске в рамках международного фестиваля Sib-Altera состоялась российская премьера спектакля «LUVOS, vol.2»Танцевальной компании Эдитты Браун (Австрия). В России этот театр выступает впервые. (Правда, в привычном понимании этого слова назвать коллектив г-жи Браун театром сложно: под каждый проект приглашаются разные артисты).
Первое появление в России (тогда еще – СССР) танцевальной группы Эдитты Браун состоялось в 1983 году. Но в то время они попали в тяжелый для советского государства период: только что умер генсек Юрий Андропов. Естественно представление пришлось отменить, к тому же нашлась еще одна веская причина запрета: танцевальный коллектив использовал в своем выступлении музыку «антисоветской» группы Pink Floyd. В очередной раз, обнаружив информацию о необычном театральном фестивале Sib-Altera, Эдитта Браун решила рискнуть и поехать в Сибирь. «Мне казалось, что Сибирь – это огромная земля со снегом, деревянными домами, деревнями, - с улыбкой рассказывает руководитель Танцевальной компании. – Но то, что я увидела, во многом изменило мое представление о вашем крае. Вот только люди на улицах, почему-то не улыбаются».
То, что увидели зрители на сцене Театра музыкальной комедии, наверное, тоже у многих изменило представление – представление о театре, как таковом. Одни не выдерживали (было стыдно? неловко?) и уходили со спектакля. Другие со смущением смеялись. Третьи смеялись без смущения. А на сцене под необычную музыку составляли своеобразные композиции из рук и ног пять лежащих обнаженных женщин (из одежды на них были только телесного цвета трусики и такого же цвета специальные маски, полностью скрывавшие лица девушек). Прямо как у Пастернака: «сплетение рук, сплетение ног…» Правда, к всевозможным сплетениям добавлялись еще фигуры, выстроенные из поп и других частей тела. И все это, по глобальной идее, которую вкладывает в перформанс Эдитта Браун, олицетворяет жизнь генетически измененных организмов, которые все чаще появляются в наше время. Меняется климат на планете, в том числе из-за неразумных действий человека, происходит постоянное вмешательство в естественное развитие организмов. Возникают мутанты… Они тоже живут, но своей недолгой жизнью. И это – тупиковая ветвь. «Я больше нахожусь на стороне «Гринпис». На стороне тех, кто за природу. Я не ношу шкуры животных, хотя не знаю, как без них можно обойтись в Сибири», - уточняет г-жа Браун.
Вообще, этот спектакль каждый может понимать по-своему. Кто-то увидит в одном из эпизодов (сплетение восьми женских ног в едином клубке) паука, пожирающего гусеницу, другой решит, что это – солнце с какими-то хищными лучами. Один свяжет все фрагменты воедино, второй – увидит лишь калейдоскоп отдельных картинок. «Вот одни видят в определенной сцене мужские фаллосы, а другие, видимо очень скромные люди – грибы, - улыбается Эдитта. – А смысл вот именно в этом фрагменте прост: мне было интересно показать, как из тела женщины можно сделать мужской орган. Один лишь фаллос и – ничего больше!» Реакция в разных странах мира на эту постановку также различна: в Африке, например, люди вскакивают и начинают подтанцовывать в такт музыке. У нас, естественно, такого не было. «Я воспринимаю положительно любую реакцию зрителей на спектакль. Конечно, если уходит очень много людей с представления, – это неприятно. Но все равно, главное, чтобы зритель не оставался равнодушным», - замечает Эдитта Браун.
Я подумал: а понял ли хоть кто-то серьезный смысл, вложенный автором постановки в этот спектакль, – идею про генетических уродов и изменение природы? Вы думаете – возможно? Но уж точно не та подвыпившая девушка с билетом в третий ряд за 900 рублей, блуждавшая в темноте по залу и испуганно шептавшая: «Где здесь выход? Выпустите меня!» (Хотя, может это и есть живой пример, олицетворяющий изменения в природе?) А если не понял никто? Значит ли это, что задача автора донести свою мысль до зрителя провалилась полностью? Или – это не столь важно? Мне показалось, что Эдитта Браун, сама того не ведая, выполнила все-таки одну задачу: задачу, обозначенную президентом России Владимиром Путиным, об улучшении демографической ситуации в стране. Предполагаю, что после часового лицезрения сплетающихся на театральной сцене обнаженные женские тела, у многих возникло желание тоже где-то и с кем-то «посплетаться»… И слава богу. А вы мне про «Гринпис»…
Илья Калинин, специально для НГС.РЕЛАКС
Фото Евгении Брыковой