Лов осетра в Оби сейчас под запретом — по ряду причин он стал редким гостем в водоемах и попал в Красную книгу. А ведь когда-то давно в сибирской реке осетр водился в избытке. Рыбаки ловили его, как сейчас каких-нибудь щук. В то же время мысль о подобной рыбалке вовсе не фантастика. Читайте, как осетров из Красной книги возвращают в привычную среду обитания, и кто занимается этим из любви к реке и городу.
Экопроект для царской рыбы
В конце весны на Новосибирском рыбзаводе прошел нерест осетра. Масштабный экологический проект по восстановлению популяции этой краснокнижной рыбы стартовал в 2010 году. Тогда была завезена икра из Тюмени. Теперь это могучая и царственная рыба, которая плещется в бассейнах на берегу Оби.
Сейчас на Новосибирском рыбзаводе порядка 600 осетров, самый маленький весит больше 10, самый большой — 30 килограммов. Но, как говорит директор предприятия Сергей Глушко, это далеко не предел. В Оби рыбаки раньше встречали особей от 60 до 120 килограммов. Осетры живут до ста лет, и год от года будут становиться всё крупнее.
— Как мы будем управляться с нашими через несколько лет — мы не знаем, — смеется Сергей Владимирович.
Новосибирский рыбзавод не занимается реализацией рыбы и икры. Являясь экологическим проектом, предприятие специализируется на восстановлении популяции осетра в Оби. Новая эра завода началась больше 10 лет назад, когда им стал заниматься Алексей Джулай, глава группы компаний «Дискус». Теперь здесь выращивают мальков, которых выпускают в открытые водоемы.
Паспорт у каждого осетра
Некоторое время назад на Новосибирском рыбзаводе осетры вышли из зимовки, которая длилась семь месяцев — всё, как задумано природой. Когда вода нагрелась до +7...+10°С, осетров перевели из зимних в летние бассейны. После зимовки каждой особи провели диагностику. У каждого осетра есть «паспорт». Им служит чип, встроенный в плавник. Показатели здоровья тщательно записывают, особое внимание уделяют самкам, которых пересадили в бассейны для нереста. Отдельные бассейны приготовлены для тех, кто еще догуливает срок.
Прошлый год стал особенным для новосибирского предприятия. Осетры принесли первое потомство. Тогда икру дали девять самок, осенью в водоемы выпустили 20 тысяч мальков. Цифра с учетом существующего дефицита скромная, но это стало весомым вкладом в пополнение рыбных ресурсов Оби, осетры из которой практически исчезли много лет назад. В дикой природе рыба достигает возраста зрелости в два раза дольше — сказывается скудный и нерегулярный рацион. В этом году потомство в Новосибирском рыбзаводе дадут уже почти сто особей. Мальков, как и хлопот у сотрудников, будет в разы больше. К тому же, нерест у осетров весьма непродолжителен и происходит в сжатые сроки — всего три-четыре дня. Созревание и метание икры происходит тоже быстро, за пять-семь дней. Работа, которая не прекращается круглый год, сейчас как никогда напряженная — нужно успеть дать жизнь как можно большему числу осетров. Каждый из них станет весомым вкладом в возрождение когда-то утраченной популяции.
Появление на Оби Новосибирской ГЭС в 1950-х годах превратило полноводную реку практически в озеро. И осетры, которые обитали здесь в больших количествах, но могли жить только в проточной чистой воде, молниеносно отреагировали сокращением популяции до критических размеров. Внесло свою лепту и освоение газовых и нефтяных месторождений Сибири, которые повлекли за собой выбросы вредных веществ в реки.
«Приглядываю за внуками»: кто и как делает УЗИ рыбам
Чтобы вернуть то, что было утрачено, предстоит долгий и кропотливый путь. Без опыта, знаний и современных технологий здесь не обойтись. Поэтому подход к зарыблению Оби на Новосибирском рыбзаводе сугубо научный.
Процессом руководит Марина Корентович — кандидат биологических наук, доцент кафедры водных биоресурсов и аквакультуры Государственного университета Северного Зауралья, старший научный сотрудник лаборатории рыбохозяйственных исследований, эксперт Союза осетроводов России. Она знает об осетрах всё, поскольку работает с ними 25 лет. Два раза в год все новосибирские особи под ее контролем проходят диагностику здоровья. Каждой рыбе делают УЗИ — самое настоящее ультразвуковое исследование на аппарате последнего поколения.
— Этот прибор показывает всё. Он помогает определить пол, стадию зрелости, а также наличие патологий. Когда маточное стадо формируется (как в нашем случае), важно не пропустить зарождающиеся заболевания, поймать их на ранней стадии. Тогда рыб можно вылечить, лишь скорректировав рацион, — говорит специалист.
По словам ученого, УЗИ в исследованиях рыб начали использовать лет 20 назад, но до сих пор у многих это вызывает удивление.
— У рыб всё устроено как у других живых существ, — объясняет Марина Александровна.
Марина Корентович шутит, что новосибирские осетры привезены из Тюмени и являются прямыми потомками тех рыб, которыми она занималась там: «Получается, что я приглядываю за своими внуками». Кандидат наук признается, что ее мечта — вывести осетра из Красной книги, расширив его ареал обитания на всю акваторию Оби.
Кропотливые роды: зачем доят осетров (им не больно)
В период нереста каждую самку держат на контроле и регулярно проверяют на готовность отдать икру. Для этого сотрудник аккуратно ощупывает ее брюхо, оно должно быть мягким. Важно не упустить это бесценное и короткое время.
Готовую отдать икру самку переносят на специальный стол, и Марина Корентович помогает подопечным освободиться от ноши, после чего рыбу возвращают в бассейн. Если икра созрела недостаточно, рыбу отправляют в «зал ожидания» под наблюдение сотрудника. Процесс может занять несколько дней, но в итоге дождутся всех.
Недостаточно получить икру, нужно проверить ее на качество. Для этого небольшое количество икры (половину чайной ложки) помещают в прозрачную емкость, добавляют немного воды и слегка покачивают. За пять-семь минут икринки должны показать хорошую клейкость — значит, они оптимально подходят для воспроизведения потомства.
Лучший биоматериал самцов отбирают с помощью микроскопа. Рыбу сразу возвращают в бассейны после его получения, и весь остальной процесс протекает в лаборатории.
Из этих 60 тысяч икринок, взятых у одной самки, совсем скоро проклюнутся личинки, которые быстро превратятся в мальков. Им, в свою очередь, предстоит продолжить путь предков. Как отмечают ученые, осетры древнее динозавров. Глядя на этих благородных рыб, охотно в это веришь: их могучие хорды говорят о долгой истории пребывания осетров на Земле.
Нежное ЭКО: рыбка в пробирке
На глазах разворачивается магическое действо — зарождение жизни. Марина Александровна соединяет икру и молоки в емкости, ловко, но деликатно в течение нескольких минут руками перемешивает их. Важно делать это мягко, проводя ладонями по стенкам, чтобы не поранить икринки. Ученая поясняет, что стандартным соотношением, естественным для природы, является 10 миллилитров молок на килограмм икры. Икра всё еще остается клейкой. В природе это необходимо, чтоб она при нересте хорошо закрепилась на камнях, и ее не унесло течением. Но в условиях лаборатории это является минусом. Поэтому в уже оплодотворенную икру добавляют дубильные вещества. Они уберут клейкость, чтобы в дальнейшем икринки свободно циркулировали в инкубаторе.
Икринки помещают в колбу и долго непрерывно помешивают, чтобы наверняка избежать склеивания.
— Это только начало. Скоро все стойки будут заполнены, — говорит директор предприятия, показывая на длинные ряды колб.
В этом случае инкубатор — это 8-литровый аппарат, в котором икринки находятся в постоянном движении: так они лучше снабжаются кислородом. Во взвешенном состоянии они пробудут пять-семь дней, пока не проклюнутся личинки. Новые жизни будут вскармливать, пока они не подрастут. В природе при выходе в водоем мальки весят всего около семи миллиграммов, из-за чего быстро становятся добычей речных обитателей. Поэтому на Новосибирском рыбзаводе выпускать мальков в Обь не торопятся, откармливая до 100–120 граммов. С такой массой мальки имеют больше шансов вырасти в большую рыбу, избежав участи стать кормом для хищников.
Подросших мальков выпустят в водоемы осенью, первое потомство они дадут только через 15–20 лет. Процесс этот крайне небыстрый. Но участники экологического проекта Алексея Джулая понимают, что действуют в интересах будущего, и делают всё, чтобы вернуть в Обь сибирского осетра.