Бизнес подробности Бердск-авиа: зачем группа S7 и бывший руководитель ФСБ по Новосибирской области купили завод и что там будут делать

Бердск-авиа: зачем группа S7 и бывший руководитель ФСБ по Новосибирской области купили завод и что там будут делать

Предприятие известно электробритвами, но это лишь одно из направлений его деятельности

S7 решила заняться производством деталей для своих самолетов самостоятельно
Источник:

Бердский электромеханический завод обрел новых владельцев и, скорее всего, новую жизнь. Из предприятия, которое могло гордиться тем, что просто осталось на плаву, БЭМЗ имеет шансы превратиться в производителя деталей и блоков для оставшейся без западных поставок российской авиаотрасли. Но запчастями дело может не ограничиться.

Что произошло

У Бердского электромеханического завода (БЭМЗ) сменились владельцы. Входящее в группу компаний S7 ООО «Инжиниринг» получило 22,66% акций АО «БЭМЗ». Крупнейшим же акционером предприятия стал Сергей Савченков (59,53% акций). Акции им продали прежние держатели крупных пакетов: зампредседателя совета директоров Владимир Калганов, председатель совета директоров завода Леонид Кириллов, Светлана Пехотская, член совета директоров Анатолий Михуля и бывший гендиректор завода Виктор Осин и его сын Алексей Осин.

Член совета директоров S7 Владислав Филев (фото 2017 года)
Источник:

Группа S7 в представлении не нуждается — это один из крупнейших российских авиаперевозчиков с новосибирскими корнями (авиакомпания «Сибирь»). Большая часть карьеры Сергея Савченкова связана с КГБ и ФСБ. С 1999 года он возглавлял новосибирское отделение службы и стал известен, в частности, тем, что лично участвовал в октябре 2003 года в задержании в аэропорту Толмачево Михаила Ходорковского (признан в РФ физическим лицом — иноагентом). После ухода в отставку (в 2009 году) Савченков работал вице-президентом по безопасности компании «Сибмост». А с 2020 по 2021 год возглавлял компанию S7 Space, входящую в структуру группы S7.

Что такое БЭМЗ

Широкой публике БЭМЗ известен прежде всего своими электробритвами «Бердск», которые на предприятии выпускаются с 1965 года, когда вышла модель под номером 1. Сейчас в продаже уже модели под номерами с четырехзначными числами, но они по-прежнему востребованы, это один из немногих товаров (и брендов), который смог удержаться на рынке несмотря на глобальную конкуренцию. Кроме электробритв на предприятии делают паровые ингаляторы «Ромашка» и электрические сушилки для обуви.

Однако строили БЭМЗ не для того, чтобы делать там электробритвы и ингаляторы. Предприятие создавалось как часть масштабной государственной программы, когда в 1959 году в СССР начали строить целую сеть предприятий по выпуску гироскопических приборов и оборудования для управления ракетными комплексами. Именно это оборонное направление деятельности завода в советское время было основным, выпуск гражданской продукции воспринимался как сопутствующая деятельность (как нередко случалось на предприятиях советского ВПК).

Период, который в истории предприятия на сайте компании обозначен как «годы испытаний», начался не в 90-е годы, а с 1 января 1987-го, когда на БЭМЗе началась конверсия. В стране наступила перестройка, и многочисленные предприятия оборонки стали пытаться переводить на какую-то мирную продукцию, которую можно было бы продать гражданам за деньги (а не оплачивать ее производство из бюджета). Так что 90-е с их необходимостью выживать самостоятельно, без государственных заказов, оказались для БЭМЗа не столь разрушительными. Сейчас завод, помимо бритв и ингаляторов, делает приводы для запорной аппаратуры и гофрокартон.

Но самое главное направление, которое, нужно полагать, и привлекло S7, — это выпуск деталей и узлов точной механики, а также производство нестандартного оборудования по заказу. В частности, на БЭМЗе совместно с институтами СО РАН делают блоки для электронно-лучевого ускорителя, а также оборудование для нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний.

По данным «Контур.Фокуса», БЭМЗ последние годы стабильно работал с прибылью. Самая большая выручка предприятия за последние пять лет была зафиксирована в 2017 году, тогда на счета предприятия поступило более миллиарда рублей, а чистая прибыль составила 139 миллионов рублей. Потом выручка чуть снизилась и колебалась между 840 и 958 миллионами рублей. В позапрошлом году выручка составила 937 миллионов рублей, чистая прибыль — 56,6 миллиона рублей.

У АО «БЭМЗ» есть несколько дочерних предприятий, в которые выведены отдельные виды деятельности компании. Их отчетность выглядит по-разному. Хотя судить о реальной эффективности таких компаний, работающих в составе холдинга, по их собственным финансовым результатам не всегда возможно. Тем не менее производитель упаковки ООО «БЭМЗ-Тара» в прошлом году получило чистую прибыль в 2,4 миллиона рублей при выручке 117 миллионов рублей. А вот ООО «Электроприборы-БЭМЗ» показало небольшой убыток в 124 тысячи рублей (при выручке 228 миллионов рублей).

Зачем S7 завод

Фактически одновременно с закрытием сделки по продаже акций прежними владельцами предприятия генеральным директором БЭМЗ назначили бывшего губернатора Новосибирской области Василия Юрченко. Комментируя сделку (о ней объявили только в апреле), Юрченко пояснил, что S7 БЭМЗ нужен для того, чтобы «группа могла производить, испытывать, сертифицировать недостающие детали».

После того как на Россию и российские компании наложили санкции, поставщики запасных деталей для самолетов компаний Airbus и Boeing прекратили поставки в Россию. То же самое произошло и с деталями для автомобилей, чьи производители ушли с российского рынка. Однако если автовладельцев в мире сотни миллионов, а значит на этом огромном рынке всегда можно найти аналоги большинства «родных» запчастей разного уровня качества, то с пассажирскими лайнерами этот фокус не проходит.

Вся система проверки состояния и замены элементов в гражданской авиации жестко контролируется и регламентируется как самими производителями самолетов, так и международными контролирующими органами. Слишком уж велика цена сбоя или отказа какого-то оборудования. В этой ситуации привезти откуда-то купленные подешевле узлы и детали — это крайне сложная и рискованная для авиакомпании операция. Так что сколько-нибудь заметного рынка «левых» авиадеталей для пассажирских самолетов просто не существует. А значит их негде будет купить в обход официальных каналов.

Пока, чтобы продолжать полеты, авиакомпаниям приходится разбирать часть самолетов на запчасти
Источник:

Сейчас российские авиакомпании чинят самолеты, вынимая нужные детали из других бортов, которые всё равно стоят без дела, поскольку значительная часть маршрутов (практически всё зарубежье) оказалась просто закрыта. Что-то, возможно, приобретается через третьи руки у компаний в странах, которые менее послушны в соблюдении направленных против РФ санкций. Но для продолжения авиаперевозок российским авиакомпаниям нужно внутреннее производство нужных им запасных частей. Это точно проще организовать, чем развернуть производство в нужном объеме российских самолетов (к которым всё равно понадобятся запчасти).

Наверняка рассчитывают в S7 и на рост госзаказа по «основной специальности» — всё же предприятие создавалось изначально не для выпуска электробритв, а для производства узлов управления ракетными комплексами. А недостатка финансирования по этому направлению в ближайшее время быть не должно.

Новосибирск может принять деятельное участие и в строительстве новых гражданских самолетов. В марте начались статические испытания планера Superjet-100 (SSJ-NEW). Фюзеляж и отъемные части крыла самолета доставили с завода ПАО «ОАК» в Комсомольске-на-Амуре, вертикальное и горизонтальное оперение — с Новосибирского авиационного завода.

Все самые важные новости Новосибирска и региона мы оперативно публикуем в Тelegram-канале НГС. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе событий!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
238
Форумы
ТОП 5
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления