NGS
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

1 м/c,

вос.

762мм 33%
Подробнее
6 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама

Купи гуся

В Новосибирске случился загадочный взрыв числа магазинов с едой — причина оказалась прозаической

Самой быстро растущей категорией в справочнике 2ГИС в прошлом году в Новосибирске оказались продуктовые магазины, число которых увеличилось более чем на треть. Супермаркеты тоже росли быстрее прочей торговли, несмотря на падение оборотов розницы в целом. Корреспондент НГС.БИЗНЕС отправился за покупками, чтобы разобраться, на что надеются владельцы небольших торговых точек в условиях кризиса и как они собираются конкурировать с крупными торговыми сетями.

По данным 2ГИС, в январе 2016 года работало уже 1807 продуктовых магазинов (без учета супермаркетов) — это на 35 % больше, чем годом ранее. Эта категория росла быстрее всего, ближайшие ее конкуренты — это «фото на документы»

и «супермаркеты» (+23,8 %). В числе аутсайдеров оказались отделения банков (падение на 8 %) и офисы туристических агентств (–12,6 %).

Что касается супермаркетов (115 новых магазинов за год), то их рост обеспечили прежде всего крупные сети. «Магнит» открыл за год 37 магазинов — теперь у лидера российского ритейла в Новосибирске 51 универсам и один гипермаркет. «Мария-Ра» открыла 25 новых точек, став самой крупной сетью города (по количеству магазинов). Сеть «Ярче!» (проект группы «КДВ») довела количество своих объектов до 47 (новых — 17).

Однако если у организованной розницы рост наблюдался всегда, то взрывное увеличение количества небольших магазинчиков — явление сравнительно новое. Директор по корпоративному управлению группы «Новые торговые системы» Александр Агеев объясняет это «дефицитом предпринимательских идей». «Люди хотят вложить небольшие деньги в какой-то бизнес, и торговля продуктами кажется им самым простым вариантом, поскольку продукты пользуются спросом всегда», — рассуждает ритейлер.

Управляющий партнер компании «Назаров и партнеры» Александр Назаров считает, что продуктовую розницу стимулирует отток арендаторов и падение цен: «Там, где было в 2013–2014 годах 2000–2500 руб. за кв. м, сейчас иногда и за 800 можно снять помещение, а в целом, по моему ощущению, ставки просели от 30 до 60 %, за исключением каких-то особо востребованных мест». В результате продуктовые магазины появляются даже там, где еще раньше они не выжили бы из-за условий аренды.

Бьшая часть мелких продуктовых пытается просто использовать нежелание покупателей идти до ближайшего супермаркета. Их ассортимент формируется из стандартного набора продуктов и брендов, которые можно найти повсеместно. Владелец одной из таких точек в Кировском районе Евгений Смирнов говорит, что раньше занимался только одеждой, но сейчас продажи упали и он решил «поторговать едой», поскольку ему подвернулось помещение, с владельцем которого удалось договориться о «хорошей скидке» по аренде. Вложения предприниматель не называет, но говорит, что за такие деньги сейчас ничего другого не открыть.

«Пуховик можно носить несколько лет один и тот же, а кушать хочется каждый день», — объясняет бизнесмен свою рыночную стратегию.

Впрочем, часть предпринимателей пытается обратить маленький размер своего бизнеса в собственное преимущество. Например, магазин Farmer's market на ул. Богдана Хмельницкого старается делать упор на «натуральные» продукты небольших производителей, которым сложно (если вообще возможно) попасть в крупные сети.

Владелец и управляющий магазина по имени Александр показывает на замороженных куриц из Бердска, которые, по его утверждениям, покупают даже те, у кого на курятину с крупных птицефабрик аллергия (из-за использования гормонов и антибиотиков): «Продукт хороший, но у них с доставкой проблемы — даже в Бердске их знают далеко не все».

Среди товаров других поставщиков, которых не встретишь в крупных торговых сетях, Александр показывает молоко и сыр Чулымского маслосырокомбината («у них сгущенка пахнет коровой»), пельмени «Сибирского фермера» («они из настоящего мяса»), и целую полку с необычными вареньем и джемами (из одуванчиков, тёрна, лесных трав и др.).

Народу в магазине, впрочем, немного — «Фермерский рынок» расположен в подвале, а ближайший продуктовый (тоже совсем небольшой) находится за углом: в нем нет эксклюзивного варенья, зато он на первом этаже.

Создатель «Фермерского рынка» признает, что минимальная сумма вложений в открытие магазина такого формата сегодня упала. «Если найти подходящее помещение, где есть достаточно мощностей по электроэнергии, и не делать ремонт, то можно уложиться дешевле, чем в 1 млн,— на рынке полно оборудования б/у». В самом «Фермерском рынке» ремонт тоже пока не делали — на это место магазин переехал только в ноябре прошлого года. Прежнее помещение было существенно меньше.

Фермер Константин Терещенко считает, что пробиться на новосибирский рынок небольшим производителям сегодня реально только через подобные торговые точки. Гуси и утки с его хозяйства сейчас продаются в сети «Амбар». Совладелец «Амбара» Оксана Душенина, правда, не так оптимистична, отметив, что сети пришлось даже закрыть несколько точек из-за высоких арендных ставок, потому что договориться с арендодателями удается не всегда.

Впрочем, и в «Амбаре», и в «Фермерском рынке» уверяют, что небольших производителей с интересными (или хотя бы просто натуральными) продуктами сегодня в России хватает и число их растет. Однако развиваться подобному бизнесу мешает падение доходов — «натуральная» продукция стоит дороже, а платежеспособная публика привыкла к светлым просторным супермаркетам с удобными парковками.

«Новое поколение даже не знает уже вкусов настоящего масла и молока, — сетует Оксана. — Когда мы устраиваем дегустации, бабушки становятся в очередь, а молодежи часто не нравится». Александр из «Фермерского рынка» признается, что для одной торговой точки можно было найти еще больше интересных поставщиков, но далеко не у всех из них есть все необходимые сертификаты: «Они сами торгуют через интернет, но мы поставить их на полку не имеем права».

Всплеск интереса к торговле продуктами — явление не новое. Подобная ситуация наблюдалась в конце 2008 – начале 2009 годов, когда кризис точно так же освободил большое количество помещений,

вспоминает Александр Назаров. Тогда, впрочем, цена нефти довольно быстро опять начала расти, и все закончилось тем, что мелкие продмаги были со временем вытеснены более платежеспособной с точки зрения аренды розницей.



Стас Соколов
Фото Александра Ощепкова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления