NGS
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+8°

пасмурно, без осадков

ощущается как +4

3 м/c,

южн.

760мм 44%
Подробнее
3 Пробки
USD 93,44
EUR 99,58
Реклама
Бизнес Экономика «Бумажную книгу читаю раз в 3 месяца»

«Бумажную книгу читаю раз в 3 месяца»

Владелец «Топ-Книги» рассказал о том, что он будет делать дальше со своим бизнесом

Торговая сеть компании «Топ-Книга» в ее нынешнем виде доживает последние дни. 26 сентября все ее магазины должны закрыться, чтобы предстать через неделю в новой концепции. Основной владелец компании Георгий Лямин намерен сделать упор на канцелярские товары и игрушки, объясняя это лавинообразным падением продаж бумажных книг. Коллеги Лямина, впрочем, сомневаются в том, что компании удастся договориться о новых поставках — «Топ-Книга» сейчас находится в процедуре банкротства.

Как сообщил создатель и основной владелец «Топ-Книги» Георгий Лямин, все магазины компании прекратят работу 26 сентября. До этого времени ритейлер обещает торговать со скидками, которые будут постепенно увеличиваться, чтобы достигнуть на своем максимуме 70 %. Большего дисконта «Топ-Книга» дать не может, поскольку в этом случае продажная цена будет «приближаться к себестоимости».

В компании объясняют готовность снижать наценку желанием «избавиться от товарных остатков» перед тем, как изменить сам формат своих магазинов. Как рассказал Георгий Лямин, «Топ-Книга» намерена радикально сократить ассортимент книг, оставив на полках только самые продаваемые позиции. Сегодня эта продукция занимает больше 80 % торговых площадей магазинов, а в перспективе должна ужаться до 30 %. Пожертвовать «Топ-Книга» намерена прежде всего художественной и специальной литературой, которую, по словам Лямина, берут всё хуже и хуже.

Место книг на полках должны занять канцелярские товары (30 %), игрушки (20 %) и так называемые товары для творчества. Именно эти группы показали себя наилучшим образом во время кризиса. «Сегодня в двух из трех покупок в наших магазинах есть канцелярские товары», — признается ритейлер. При этом, по его словам, такие популярные прежде жанры, как любовные романы и фантастика, очень плохо продаются даже с 50%-ной скидкой.

Столь плачевную ситуацию Лямин объясняет глобальной потерей интереса к чтению в принципе и наступлением эры электронных книг. Многие молодые менеджеры сегодня вообще не покупают художественной литературы, ограничиваясь изданиями по специальности. Но даже те, кто все еще много читает, делают это все чаще при помощи электронных ридеров. «Последний роман Пелевина легально скачали даже больше раз, чем купили его «на бумаге», — приводит пример Лямин.

«Я сам вчерашний вечер провел, скачивая тексты с «Либрусека» (lib.rus.ec — популярный сайт, где электронные книги можно скачать бесплатно. — прим. ред.), а бумажную книгу читаю раз в три месяца», — говорит некогда крупнейший российский книготорговец.

«Топ-Книга» не только изменит формат магазинов, но и сократит их количество. Еще весной этого года у компании было более 500 торговых точек, из которых в живых должны остаться порядка 350. Прежде всего «под нож» пойдут большие магазины «Лас-Книгас» и «Литера», спасти которые можно будет, только если компания сможет найти субарендаторов на излишки площадей. В любом случае, все они будут переименованы в «Книгомир» — это единственный розничный бренд, который «Топ-Книга» намерена оставить на рынке как самый узнаваемый. В прежнем режиме будет работать и интернет-магазин Bookean, который «Топ-Книга» создала несколько лет назад.

Участники рынка признают: падение продаж бумажных книг имеет место, но считают, что проблемы «Топ-Книги» связаны прежде всего с ошибками самого Лямина и нанятых им менеджеров. Миноритарный совладелец «Топ-Книги» Михаил Трифонов, развивающий сейчас собственный проект — сеть магазинов под разными названиями (Book Look, «Плиний Старший» и т.д.), считает, что компанию Лямина сгубили слишком высокие наценки и люди в руководстве, «которым было всё равно, чем торговать». Это привело к пробелам в ассортименте и уходу покупателей в другие магазины. Тем более, что альтернатива «Топ-Книге» сегодня есть — свои собственные торговые сети в последние годы активно развивают издательства «Эксмо» («Читай-Город») и АСТ («Буква»), имеющие сегодня уже сопоставимое с «Топ-Книгой» число торговых точек.

В перспективы нового формата магазинов «Топ-Книги» Трифонов не верит, утверждая, что компании просто не удастся заполнить магазины новыми товарами, поскольку поставщики с весны прекратили поставки и возобновлять их не собираются. Для того чтобы заполнить полки компании, нужно получить товаров на 1 млрд руб., говорит Трифонов.

Между тем, в компании в мае этого года введена процедура наблюдения. Только за апрель и май 2011 г. в арбитражные суды Новосибирской области и Москвы к ООО «Топ-Книга» был подан 41 иск на общую сумму 265,38 млн руб. Если предприятию не удастся рассчитаться с долгами, банкротство может перейти в стадию конкурсного производства с продажей оставшихся активов.

По словам генерального директора «Топ-Книги» Юлии Буниной, весной этого года стоимость товарных запасов компании составляла порядка 1,4 млрд руб. Несмотря на то что магазины «Топ-Книги» начали торговать с 50%-ным дисконтом еще в мае этого года, сегодня удалось продать не больше 40 % запасов.

Еще три года назад представить себе, что «Топ-Книга» может исчезнуть с рынка, было попросту невозможно. Компания была крупнейшим национальным книжным дистрибьютором и владела самой разветвленной розничной сетью, так что издательства просто не могли без нее обойтись. Однако сегодня, когда на рынке появилась реальная альтернатива, отношение к проблемному клиенту со стороны поставщиков может стать значительно жестче.

Стас Соколов

Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления