«Сибирский кутюрье» — словосочетание, на деле не содержащее ничего, кроме собственной претенциозности. Потому что от кутюр в Сибири невозможна — таково мнение самих операторов новосибирского «легпрома». Зато в секторе fast fashion, в сегменте индустриальной, массовой моды, у Новосибирска есть вполне зримые перспективы. Даже притом что индустрия эта у нас развивается в непрерывной борьбе с обстоятельствами. О специфике и перспективах сектора fast fashion рассказал директор компании BIZZARRO Валерий Зеленов
Справка: Компания BIZZARRO создана в 2000 году как совместное предприятие с итальянскими партнерами. Специализируется на производстве женской одежды под маркой BIZZARRO и продаже ее оптом и в розницу. Розничные продажи осуществляются через фирменные торговые точки, мультимарочные магазины, интернет-магазины. В Новосибирске работает 5 точек продаж. География торговли — от Калининграда до Южно-Сахалинска. Есть франчайзинговая программа.
Чем объясняется италоязычное название фирмы?
Мы начинали как совместное предприятие с партнером из Италии, владельцем текстильной фабрики в Прато, производящей пальтовые ткани. Первоначально договорились, что он нам поставляют ткани и модели, а мы их шьем и продаем на российском рынке. Когда начали работать, оказалось, что модели, которые поставляли нам итальянцы, продаются плохо.
Соответственно, вопросы технологии, вопросы посадки и износоустойчивости вещи у итальянских разработчиков стоят на десятом месте. У российских же покупателей очень высокие требования к физическому качеству одежды, к носкости. Потому нам постепенно пришлось отказаться от итальянских лекал. Благо, креативные силы нашлись и тут. Развалился Новосибирский Дом моделей, и мне удалось забрать оттуда последние, самые энергичные кадры. Большая часть моей сегодняшней креативной команды — это работники Дома моделей.
А как произошел переход от пальто к универсальному ассортименту?
Ассортимент радикально расширился с появлением розницы. Появились летние вещи, легкая одежда. Начали открывать новые магазины, сложилась сеть, потом появились и франчайзи в других городах. У нас разные форматы — и фирменные салоны, и корнеры, и линии поставок в мультимарочные магазины. Мы в этом смысле никаких велосипедов не изобретаем — все давно придумано до нас. Мы просто стараемся анализировать опыт наиболее успешных брендов.
Например, для нас кумир — ZARA. Мы переняли основные принципы их работы — идею fast fashion.
Основной смысл fast fashion — быстрое реагирование на изменение спроса и сменяемость моделей. Каждую неделю в магазинах должно появляться что-то новое. Кроме того, я долго изучал производственную концепцию концерна Toyota, ездил в Южную Корею — на Samsung, воспринявший ту же концепцию. Элементы этой концепции мы внедрили у себя. Говоря буквально, мы шьем одежду по тем же принципам, по которым Toyota строит автомобили. И такой подход работает. В последние три года мы вышли на хороший темп — ежегодное удвоение оборотов.
А как же кризис?
Российским производителям одежды кризис только на руку. Говорят, что покупательная способность упала — но торговые центры полны народа, а владельцы брендов, опасливо приостановившие работу, обнаружили, что товара-то уже не хватает. И все снова принялись размещать заказы на фабриках. Кризис реален лишь в спекулятивных отраслях. Те же, кто занимается реальным бизнесом, производством материального товара, вряд ли будут страдать от спада.
Какова философия марки BIZZARRO? Кто ее адресат?
Наша героиня — то, что описывается словом city woman: молодая горожанка 25–35 лет, олицетворяющая средний класс — менеджер среднего звена, банковский сотрудник, офис-менеджер. Часть ассортимента — классика для работы, другая — для жизни вне офиса. Одно время мы производили одежду для молодежи, я видел много наших пальто на студентках, школьницах. Мы постоянно «мониторим» аудиторию. И заметили, что постепенно наш покупатель меняется. Те девушки-студентки уже выросли. Теперь они работают в офисах, а любовь к марке осталась. В итоге мы пересмотрели ассортиментную политику и сделали больший акцент на элегантность, классику, офисный стиль. Тем не менее мы всегда стараемся, чтобы вещи не были скучными. Ведь bizzarro переводится с итальянского как «странный, необычный, экстравагантный».
Различаются ли предпочтения ваших покупателей в разных регионах?
Конечно. Москва и Петербург ближе к Северной Европе, остальная Россия — к Италии. Кстати, на мой взгляд, Питер близок к Европе не в лучшем проявлении — они понимают, что одежда должна быть добротной, удобной и практичной, но недопонимают, что casual-одежда может быть еще и шикарной. Потому, например, питерцам, в отличие от москвичей, непонятна эстетика Paul&Shark. В Новосибирске понятие о шикарности еще более прямолинейно. У нас по-прежнему любят не одеваться, а наряжаться, и чем дальше от Москвы, тем эта тенденция сильнее. Это видно и по магазинам: в той же «Меге» самые интересные, на мой взгляд, бутики не выжили — Cortefield, Polo US. Это связано не с кризисом, а именно с новосибирским восприятием моды.
Каковы сейчас отношения в швейной отрасли?
В контактах с другими швейниками почему-то ощущается их обостренный настрой на конкуренцию. Я им пытаюсь объяснить, что мы друг другу не враги, а пассажиры одной лодки в бурном море. Мы ведь все занимаемся легкой промышленностью в стране, не имеющей глубинных предпосылок к легпрому, к потребительской индустрии вообще. Тяжпром, нефтянка — вот наши государственные фетиши. Не нужно питать иллюзии, что в Новосибирске можно рождать высокую моду. Нам предначертано делать обычную, потребительскую одежду. И на этой ниве у нас один общий конкурент — остальной мир, где легпром развит лучше. Мы должны консолидироваться — по отдельности с импортом состязаться невозможно. При этом я не сторонник «охранительного» подхода к российским производителям. Таможенные барьеры, директивная «защита рубежей» отрасли не помогут, а напротив, приведут ее к анемии. Ответ иностранным соперникам, по-моему, может быть только один — производить конкурентный товар. Например, мы давно хотели заняться производством джинсов, но не было адекватной ткани. Наконец, нашли фабрику под Уфой, производящую «правильный» деним, и теперь мы готовим к выходу собственную джинсовую линию. Так что хорошо и нам, и уфимцам — вот это и есть реальный, продуктивный факт консолидации.
Игорь Смольников, Елена Лунева