Этой весной покупатели IKEA, получая фирменные кредитные карты магазина, обнаружили не только перемены в их дизайне, но и смену банка-партнера. Вместо банка «Ренессанс Капитал» партнером «икеевской» кредитной программы в договорах нового образца значится «Кредит Европа Банк». Молва довольно быстро трансформировала эту деталь в весть о полной замене прежних, синих, «икеевских» кредиток. Однако замена эта не будет форсированной. Как подтвердили участники программы, в ходу будут оба варианта — и новый, и старый. Юридическая процедура смены банка-партнера совершилась в декабре, а бытовое проявление этого факта потребители увидели сейчас, весной — в виде кредиток нового образца.
Справка: ЗАО «Кредит Европа Банк» — российский банк со 100 % иностранным капиталом, входящий в международную финансовую группу «Кредит Европа Банк», объединяющую восемь банков в странах Западной и Восточной Европы (Швейцария, Голландия, Франция, Германия, Турция, Бельгия, Румыния и Россия). В России работает более 7 лет. Среди партнеров банка крупные международные сети Auchan и Metro Cash&Carry. С декабря 2008 года — официальный партнер компании IКЕА.
Новые карты выдают по обычной процедуре, в тех же офисах. По данным пресс-службы ИКЕА Россия и СНГ, специальной, стимулируемой замены кредитных карт IKEA, выпущенных КБ «Ренессанс Капитал», на карты, предоставляемые ЗАО «Кредит Европа Банк», не было.
Постепенная замена карт велась с начала 2009 года, но особо активно обменивать карты начали весной. Информация по обмену особенно не афишируется — о возможности получения нового банковского продукта покупатели зачастую узнают при расчете на кассе. «Клиентам просто предоставляется возможность оформить новые кредитные карты IKEA с более выгодными и удобными условиями кредитования», — сообщили в пресс-службе компании.
В компании IKEA довольно деликатно описывают ситуацию, не комментируя причины замены эмитента, подчеркивая прежде всего выгоды нового предложения, а не недостатки старого. Однако потребители, уже имевшие дело с обеими картами, отмечают такие минусы программы «Ренессанс Капитал», как уменьшение объема кредита (с 18 000 до 10 000 рублей, с 10 000 до 5000 рублей), ограничение лимита покупки по карте до 2000, лимита снятия наличных до 3000 рублей в неделю, увеличение комиссии за выдачу наличных до 5–7 % и отмену периода льготного кредитования.
Последнее обстоятельство особенно огорчает постоянных пользователей — проценты (от 25 до 30 %) начисляются на каждый день пользования кредитом, вне зависимости от срока его погашения. Эти перемены, произошедшие в достаточно короткий период и неявно, тихо, делают прежнюю «синюю» кредитку не столь уж и привлекательной в сравнении с новой — «бело-зеленой».
Синие «ренессансные» карты остались в ходу — это подтверждают в кредитном отделе КБ «Ренессанс Капитал». Но только для пользователей, заключивших договор в 2008 году, — сейчас выдача карт IKEA от «Ренессанс Капитал» не осуществляется.
По мнению представителей шведского концерна, смена банка-эмитента пока не отразилась на количестве покупок, совершаемых в кредит, — ни в меньшую, ни в большую сторону. «Видимо, это объясняется тем, что процесс выдачи новых карт идет не форсировано, в линейном порядке, — предполагает директор маркетингового агентства «Фабер» Ирина Данцаранова. — К тому же весной возрастает потребительская активность именно в сфере товаров для дома и ремонта. Это естественное сезонное явление».
Хотя на потребительском уровне подчеркивается обыденность процесса, в среде, близкой к банковскому делу, обновление «икеевских» кредиток сочли знаковым и достаточно красноречивым событием.
«IKEA как международная компания привязана к понятным ей финансовым структурам и «Кредит Европа» как международный бренд для нее понятнее и надежнее, — соглашается председатель совета директоров Сибирской межбанковской валютной биржи Александр Лубенец. — К тому же, «Ренессансу» на прошлой неделе понизили кредитный рейтинг, а предпосылки этого возникли не вчера».
«Ни покупатели, ни ритейлеры уже не откажутся от кредитных карт, — резюмирует Александр Лубенец. — Кредитки уже вросли и в быт, и в практику розницы. И кризис этой практике не помеха. Более того, кризис в некотором смысле оказался стимулирующим для пользователей кредиток. Например, сейчас многие банки увеличили срок беспроцентного пользования кредитом до двух месяцев — людям, у которых задерживают зарплату, это может помочь. Впрочем, ирония ситуации в том, что сейчас таким спасительным программам подключиться гораздо сложнее, чем в 2008-м».
Елена Лунева, Игорь Смольников
Фото sob.ru (1), Веры Сальницкой (2)