Бывшие менеджеры крупных торговых сетей Новосибирска создали свой проект и обещают в течение года открыть порядка 15 магазинов в разных районах города. Владельцы новой сети собирают пул производителей, предоставляя им возможность развивать собственную розницу. В условиях неплатежей со стороны продуктовых ритейлеров проект уже заинтересовал многих. Крупнейшие новосибирские производители хлеба, молока, мяса, бакалеи получили возможность развивать собственную фирменную розничную сеть. Подробности проекта корреспондент НГС.БИЗНЕС обсуждала с руководителем отдела развития сети магазинов «Удобный» Павлом Козловым.
Справка: Сеть магазинов «Удобный» создана 1 ноября 2008 года собственниками группы компаний «Корона», одного из крупнейших новосибирских операторов оптово-розничной торговли продуктами питания. Концепция сети заключается в аренде магазинов и оборудовании их необходимой инфраструктурой (вода, тепло, свет, телефон, парковка и так далее), создании торгового пространства, позволяющего осуществлять розничную торговлю со сдачей площадей в субаренду производителям продуктов питания или их представителям.
Откуда пришла команда руководителей вашего проекта?
Менеджеры проекта до последнего времени работали в крупнейших розничных сетях — «Мосмарт», «Холидей Классик», «Мария-Ра». Мы не раскрываем, кто и откуда, чтобы не придавать переходу какой-то подтекст.
Расскажите о географии сети — сколько и где магазинов уже открыто, какие планы по развитию?
В настоящий момент открыто 7 магазинов, из них 3 уже работают для покупателей: на Васхниле, 221, на Кошурникова, 3 (метро «Березовая роща») и на Перевозчикова, 9 (площадь Калинина). Еще 4 на стадии открытия: на Троллейной, 1, на Лежена, 16, на Богдана Хмельницкого, 39 и на Мира, 10. Мы планируем открывать один магазин в месяц, а к концу года намерены довести их количество до 15.
С какими поставщиками вы работаете?
Среди производителей, арендующих места в «Удобном», такие компании, как «Корона», поставляющая охлажденную курицу и алкоголь, «Торговая площадь», «Сибирский деликатес», «Ермолинские полуфабрикаты». Свежим мясом занимается «Сибирский боярин». По хлебобулочной продукции наш постоянный партнер «Восход», молочную представляет «МилкГрад», а рыбную — «Рыбный день» и «Камшат».
Почему ваши цены могут быть ниже, чем в сетевых супермаркетах?
Товаропроизводители имеют возможность устанавливать минимальную торговую наценку, в результате чего стоимость предлагаемого продукта ниже, чем в розничных сетях, — в среднем на 10–15 %. К тому же производители, имеющие собственные розничные возможности, способны гораздо более быстро и эффективно реагировать на запросы потребителей.
Почему в момент падающих оборотов предприятия-изготовители займутся торговлей сами?
Предприятия-изготовители или их представители, столкнувшиеся с проблемой хронических неплатежей со стороны розничных сетей за поставленную ранее продукцию, вынуждены искать альтернативные каналы сбыта, одним из которых является собственный выход на розничный рынок.
Удается ли в условиях высоких арендных ставок заключать с арендодателями выгодные договоры?
В условиях практически прекратившегося развития розничных сетей собственники помещений «обречены» на диалог с теми, кто не только не прекратил своего развития, но и наращивает его.
Какие ошибки других сетей вы намерены не повторять?
Речь идет не об ошибках, а скорее об ограничениях и допущениях, свойственных любому формату торговли. И если ранее такие ограничения компенсировались платежеспособным спросом, то сейчас они способны оказать существенное негативное влияние на развитие сетей. В так называемых «больших форматах» розничной торговли (от 500 кв. м и более) альтернативы магазинам самообслуживания нет и быть не может. Это связано и с ассортиментом, и с эффективным использованием торгового пространства, и с оптимизацией издержек. В формате «у дома», напротив, магазины прилавочного типа способны оказать конкуренцию магазинам самообслуживания.
По нашим опросам, большинство покупателей понимают под «цивилизованной» торговлей не тот или иной формат, а широкий ассортимент, низкие цены, культуру обслуживания и комфортные условия при совершении покупки, что вполне может быть обеспечено в магазине «прилавочного» типа. Товары повседневного спроса способны разместится на небольших площадях без ущерба для покупателя. Потребительская ментальность горожан традиционно лояльна к «прилавочной» форме организации торговли, и даже в странах с высоким уровнем жизни подобные магазины не только не исчезли, но и заняли свою устойчивую нишу, и, кстати сказать, активно поддерживаются на государственном уровне соответствующими антимонопольными законами.
Елена Сафронова
Фото Веры Сальницкой