Новосибирская компания «Термофор» заявила о себе сравнительно недавно — всего четыре года назад. Но заявила основательно и с федеральным размахом. Сибирские печи для бани несут тепло даже за границу — в Евросоюз. На данный момент оборот компании составляет 400 млн руб. в год. Однако основатель и идеолог лидера печного рынка России – авиаинженер Константин Бессонов не останавливается на достигнутом и продолжает удивлять рынок новыми яркими проектами. Простые секреты успешного бизнеса и заряд положительной энергии – в сегодняшнем интервью.
Справка: Константин Евгеньевич Бессонов родился в 1965 году в Барнауле. В 1987 году окончил самолетостроительный факультет НЭТИ, а в октябре 2003-го основал компанию «Термофор». На сегодняшний день его успешными проектами являются также компании «Ропат» и General Hummers, занимающиеся производством и продажей сложной строительной техники. Кроме того, Константин Бессонов входит в руководящий состав новосибирского завода «Сибтекстильмаш», отвечая за рыночную стратегию предприятия.
Благодаря чему удалось создать компанию такого уровня в столь специфической товарной категории?
Я думаю, все началось еще в годы перестройки, когда мне посчастливилось поработать в компаниях с совершенно разными видами бизнеса. Полученный опыт я перенес на самый расхожий и простецкий вид бизнеса – делать печи для бани. Уникальность «Термофора» на российском, а теперь и зарубежных рынках выразилась в подходе к этому, казалось бы, незамысловатому делу. Можно делать печки, продавать их на Ленинском рынке и таким образом зарабатывать себе на жизнь. А можно ставить цели повыше и привлечь в бизнес инженеров высокого уровня, самые современные технологии проектирования и производства, лучших дизайнеров и талантливых менеджеров. В итоге компания «Термофор» заняла лидерские позиции в России и СНГ, где имеет самую крупную дистрибутивную сеть. Именно с ее помощью мы донесли до самых отдаленных уголков нашей страны простую мысль, что «париться» нужно не с выбором, а с «Термофором».
Расскажите, в чем ваш секрет как создателя компании-лидера?
Будучи не приспособленным к рутинной работе человеком, я трачу 80 % своей энергии на то, чтобы окружить себя сильными и интересными людьми, которые часто оказываются во многом умнее и сильнее меня. При этом, на мой взгляд, задача руководителя — создать благоприятную среду, не мешать людям работать, лишь задавая основные цели. Как сказал Булат Окуджава, «с умным хлопотно, с дураком плохо – нужно что-то среднее, да где же его взять?». В любом случае опереться можно только на то, что сопротивляется.
Если умному, сильному, яркому и интересному человеку интересно с тобой работать, значит, ты успешен как руководитель и сможешь добиться многого. Находи таких людей и делай так, чтобы им было ходить на работу как минимум не противно, а как максимум приятно.
Как же научиться управлять «лучшими»?
Здесь уместно будет вспомнить изречение античного философа Эпиктета: «К терпению сводится половина мудрости». Анализируя свои неудачи, я понимаю, что встречал наибольшие проблемы в тех ситуациях, где мне не хватало мудрости потерпеть и подождать. Не менее важным принципом мне кажется одна из мудрых фраз Конфуция. Когда ему задали вопрос: «Существует ли такое слово, руководствуясь которым можно прожить всю жизнь?», он ответил: «Есть. Это слово «снисходительность».
Ведь мы устроены так, что себя оцениваем по намерениям, а других – по результатам. Важно суметь раскрыть ресурсы человека, его потенциал. Для этого нужно уметь подождать и дать право на ошибку. Часто бывает так, что работник, имеющий самые большие и перспективные намерения относительно вашего бизнеса, попросту не «доживает» в компании до того момента, когда сможет реализовать свой чрезвычайно полезный для бизнеса потенциал.
Как доверить свой бизнес «чужим» людям?
В данном случае все просто: платить зарплату «дорогим» сотрудниками дорого, а «недорогим» – еще дороже. Чем больше вы хотите получить от человека, тем больше полномочий предоставляйте в его ведение. Есть расхожее мнение, что российские топ-менеджеры «недостаточно болеют за вверенный им бизнес». Ничего подобного – согласно данным одного из авторитетных источников российские наемные руководители на порядок более лояльны к бизнесу «хозяина», нежели их прагматичные и расчетливые западные коллеги. Давайте людям полномочия, руководите ими со стороны. Несомненно, в данном случае вы попадаете в зону риска, но ведь без риска не существует развития. Ограничивая топ-менеджеру область принятия решений, вы «тянете одеяло на себя» и, несомненно, получаете некую стабильность. Но развитие вашей компании будет неизбежно замедляться. Ищите лучших, доверяйте им!
Более того, я убежден, что на определенном этапе развития любой компании субъективные интересы собственника практически неизбежно расходятся с объективными интересами бизнеса. Важно понимать, что в системе развивающегося бизнеса личностные взгляды или ощущения владельца – это не более чем один из частных факторов.
Например, на определенном этапе роста компании «Термофор» я понял, что торможу развитие собственного детища. Я отошел в сторону, приняв на работу «чужого» человека, которому я доверяю.
Бизнес похож на собаку. Когда вы заводите себе собаку, ей абсолютно без разницы до ваших личных взглядов на ее питание и распорядок дня – она развивается по своим объективным природным законам. Ее нужно кормить мясом, выгуливать и прочее. Если вам вдруг покажется, что собаку нужно кормить сеном, и вы будете стоять на своем, то собака сдохнет. Так же и бизнес: важно проводить границу между своим мнением и требованиями реальности.
Кем является для вас конкурент на рынке? Враг? Партнер? Тот, у кого стоит поучиться?
Я считаю, что одни из лучших ориентиров в бизнесе – это недовольные клиенты и конкуренты. Их мнение очень важно.
Какова, по-вашему, роль творчества в бизнесе?
Я думаю, что стоит различать творения и прикладные решения маркетинга. Целью творчества не могут быть деньги. Шедевры Леонардо да Винчи и Рахманинова живут в веках, оставляя далеко позади частные проявления креативности – талантливый дизайн, хороший текст и прочее.
Я не сторонник смешивать высокие цели настоящего творчества и приземленную направленность инструментов продаж. Не стоит ставить рядом два слова из разных миров – «творчество» и «бизнес».
Что в вашей работе дается вам труднее всего и что доставляет больше всего удовольствия?
Самое трудное – это заниматься тем, что мне не нравится. По большей части работа приносит мне удовольствие, но иногда встречаются обязанности, которые я не люблю. Самое приятное – это ощущать признание общества, выражающееся в деньгах, поступающих на расчетные счета тех компаний, которые создавались при моем участии. Ведь ты стоишь столько, сколько стоишь, и не более того. Твой бизнес стоит столько, сколько тебе отдают клиенты. Деньгами клиентов общество признает полезность и актуальность идей твоих и твоей компании.
Ваш любимый афоризм? Мудрость, помогающая вам в работе?
Если говорить о бизнесе, то мне очень нравится изречение одного из основателей компании Apple Стива Джобса: «В любом деле существует два двигателя – страстное желание достичь цели и отсутствие денег».
В определенный момент своей жизни я испытал на себе реальное действие этого принципа: четыре года назад я был полон идей, и у меня не было ни копейки денег. Сейчас есть то, что есть. Судите сами.
Марк Волков