Авто истории Смотрите, «Буратино». В Новосибирске сохранился редкий «Москвич» из дерева — зачем в СССР делали такое

Смотрите, «Буратино». В Новосибирске сохранился редкий «Москвич» из дерева — зачем в СССР делали такое

Изучаем грузовой фургон «Москвич-401–422» из дерева, выпущенный в 1954 году

Грузовой фургон «Москвич-401–422»  | Источник: Дмитрий КосенкоГрузовой фургон «Москвич-401–422»  | Источник: Дмитрий Косенко
Грузовой фургон «Москвич-401–422» 
Источник:
Дмитрий Косенко

Сегодня на НГС рассказываем об очень редком автомобиле времен СССР — «Москвиче» 1954 года выпуска по прозвищу «Буратино», частично изготовленном из дерева. В отличие от многочисленных «копеек» и «Волг» таких машин до наших дней дошло буквально 5 штук, одна из них полностью отреставрирована в Новосибирске и сейчас выставлена в музее. Все подробности — у Дмитрия Косенко.

Автомобилю 67 лет | Источник: Дмитрий КосенкоАвтомобилю 67 лет | Источник: Дмитрий Косенко
Автомобилю 67 лет
Источник:
Дмитрий Косенко

Стакан бензина в карбюратор — и в нашем «Москвиче-Буратино» начинает биться жизнь. Зашевелил поршнями родной сохранившийся двигатель, которому уже 67 лет, заурчал глушитель — и мы переносимся в 50-е годы.

Машину частично делали из дерева | Источник: Дмитрий КосенкоМашину частично делали из дерева | Источник: Дмитрий Косенко
Машину частично делали из дерева
Источник:
Дмитрий Косенко

Послевоенный Советский Союз, с металлом в стране напряженка. Грузовой фургон «Москвич-400–422» (позднее 401–422) частично делают из дерева, чтобы сэкономить на железе.

Березовый каркас со вставками из бакелитовой фанеры | Источник: Дмитрий КосенкоБерезовый каркас со вставками из бакелитовой фанеры | Источник: Дмитрий Косенко
Березовый каркас со вставками из бакелитовой фанеры
Источник:
Дмитрий Косенко

— Автомобили с таким типом кузова производились с 1948 по 1956 год. В кузове использовано большое количество дерева, это березовый каркас со вставками из бакелитовой фанеры. Сделано это было по простой причине — в послевоенные годы крайне не хватало металлического листа холодного проката, который был пригоден для производства автомобильных кузовов, — рассказывает старший экскурсовод музея «Галерея времени» Вячеслав Крупский.

Страна экономила металл | Источник: Дмитрий КосенкоСтрана экономила металл | Источник: Дмитрий Косенко
Страна экономила металл
Источник:
Дмитрий Косенко

— Поэтому на подобных автомобилях было решено сэкономить. И в США, и в Европе в те же годы выпускались автомобили с подобными кузовами с применением дерева. Но если там это было скорее веяние моды, то у нас — прямая необходимость. Там обычно крыша была металлической, только двери и задняя часть кузова были из дерева.

Силовой каркас — металлический | Источник: Дмитрий КосенкоСиловой каркас — металлический | Источник: Дмитрий Косенко
Силовой каркас — металлический
Источник:
Дмитрий Косенко

Клетка кабины, рамки дверей, край крыши, где идет водосточный желоб, — из металла, это силовой каркас. Из дерева изготовлены двери, задняя часть, каркас крыши.

Крыша из дерматина | Источник: Дмитрий КосенкоКрыша из дерматина | Источник: Дмитрий Косенко
Крыша из дерматина
Источник:
Дмитрий Косенко

Сама крыша из кожи, не натуральной, конечно. Смотрится стильненько.

Реечный каркас крыши | Источник: Дмитрий КосенкоРеечный каркас крыши | Источник: Дмитрий Косенко
Реечный каркас крыши
Источник:
Дмитрий Косенко

— Крыша представляет собой реечный каркас, обтянутый дерматином. На крышу металла уходило больше всего.

Коричневая бакелитовая фанера особо устойчива к влаге | Источник: Дмитрий КосенкоКоричневая бакелитовая фанера особо устойчива к влаге | Источник: Дмитрий Косенко
Коричневая бакелитовая фанера особо устойчива к влаге
Источник:
Дмитрий Косенко

Березовые элементы покрывали лаком — на фото это светлые части. Коричневая бакелитовая фанера — особо стойкий к влаге и перепадам температуры материал (прессуется при температуре 270 °С и покрывается спиртовым раствором фенол-формальдегидной смолы).

Выпускались автомобили и под «самоотделку» | Источник: Дмитрий КосенкоВыпускались автомобили и под «самоотделку» | Источник: Дмитрий Косенко
Выпускались автомобили и под «самоотделку»
Источник:
Дмитрий Косенко

— На базе «Москвича» выпускались автомобили, у которых не было такого деревянного кузова. Это была такая металлическая основа, они шли как модификация 400–420К. Их направляли в различные ремонтные предприятия при госучреждениях, например при ГУМе, где уже самостоятельно устанавливали грузовые кабины.

Грузовой отсек | Источник: Дмитрий КосенкоГрузовой отсек | Источник: Дмитрий Косенко
Грузовой отсек
Источник:
Дмитрий Косенко

— Естественно, не предполагалось, что эти автомобили пойдут на продажу населению, они направлялись на различные государственные предприятия, массово работали на почте, перевозили посылки, перевозили мелкие грузы. Но машину загружали больше, чем того требовалось, — у нее грузоподъемность 200 килограмм, но при этом могли загрузить и 500 килограмм, пока входило в кузов.

Со временем дерево меняли на металл | Источник: Дмитрий КосенкоСо временем дерево меняли на металл | Источник: Дмитрий Косенко
Со временем дерево меняли на металл
Источник:
Дмитрий Косенко

— Позднее на авторемонтных заводах деревянные детали часто заменяли металлом, листы вваривали, чтобы не заморачиваться с изготовлением деревянных деталей.

Машины сильно изнашивались | Источник: Дмитрий КосенкоМашины сильно изнашивались | Источник: Дмитрий Косенко
Машины сильно изнашивались
Источник:
Дмитрий Косенко

— Естественно, не предполагалось, что машина протянет много лет. Плюс на предприятиях никто не ухаживал за машинами, как за своими собственными, никто их не берег, поэтому такая нещадная эксплуатация сказалась на их количестве.

Сохранились только 5 «Буратино» | Источник: Дмитрий КосенкоСохранились только 5 «Буратино» | Источник: Дмитрий Косенко
Сохранились только 5 «Буратино»
Источник:
Дмитрий Косенко

— Таких машин было выпущено чуть больше 11 тысяч штук, но на данный момент остались буквально единицы, это одна из последних сохранившихся. Сохранилось в районе 5 штук, есть один полностью оригинальный сохранившийся, где даже дерево родное.

Машину полностью восстанавливали | Источник: Дмитрий КосенкоМашину полностью восстанавливали | Источник: Дмитрий Косенко
Машину полностью восстанавливали
Источник:
Дмитрий Косенко

Конкретно этот экземпляр когда-то работал на почте, до наших дней дошел с разрушенным деревом и очагами коррозии. Машину полностью восстанавливали, деревянные детали точили заново по чертежам.

Дерево точили по чертежам | Источник: Дмитрий КосенкоДерево точили по чертежам | Источник: Дмитрий Косенко
Дерево точили по чертежам
Источник:
Дмитрий Косенко

— Дерево и фанеру пришлось заменить, заменен и каркас крыши. У нас есть заводские чертежи, выполнять такие работы без чертежей нереально. Будет выглядеть по другому, ничего толком не получится. Самое сложное — воспроизвести деревянную часть в точности.

Детали необходимо точно подгонять  | Источник: Дмитрий КосенкоДетали необходимо точно подгонять  | Источник: Дмитрий Косенко
Детали необходимо точно подгонять 
Источник:
Дмитрий Косенко

— С металлом всё понятно — где-то нужно подварить, где-то выправить, покрасить. С деревом работа сложнее, его нужно точно подогнать, так как оно от температуры гуляет, усыхает. Это был своеобразный вызов для мастерской.

Кузов варили и перекрашивали | Источник: Дмитрий КосенкоКузов варили и перекрашивали | Источник: Дмитрий Косенко
Кузов варили и перекрашивали
Источник:
Дмитрий Косенко

— Кузов подвергался восстановительным работам, применялась сварка, выводились зазоры. Все агрегаты по технической части перебирались, двигатель, коробка, подвеска. Двигатель родной, машина в родной комплектации, даже стоит родная советская резина, новая была найдена, которая ставилась на такие авто.

1,1-литровый мотор выдает 26 лошадиных сил | Источник: Дмитрий Косенко1,1-литровый мотор выдает 26 лошадиных сил | Источник: Дмитрий Косенко
1,1-литровый мотор выдает 26 лошадиных сил
Источник:
Дмитрий Косенко

1,1-литровый мотор нашего «Буратино» выдает аж 26 лошадиных сил. Коробка передач трехступенчатая, механизм переключения передач на рулевой колонке. До 1951 года шла с рычагом переключения в полу, передачи были без синхронизаторов. Здесь уже появились синхронизаторы на второй и третьей передачах.

Оригинальный руль | Источник: Дмитрий КосенкоОригинальный руль | Источник: Дмитрий Косенко
Оригинальный руль
Источник:
Дмитрий Косенко

— В салоне оригинальные приборы, передняя панель, руль. Сиденья были перетянуты, так как родная обшивка уже не сохранилась, но сам каркас оригинальный.

Овальный бардачок | Источник: Дмитрий КосенкоОвальный бардачок | Источник: Дмитрий Косенко
Овальный бардачок
Источник:
Дмитрий Косенко

Смотрите, какой интересный бардачок овальной формы — такой есть и у пассажира, и у водителя.

Оригинальные приборы | Источник: Дмитрий КосенкоОригинальные приборы | Источник: Дмитрий Косенко
Оригинальные приборы
Источник:
Дмитрий Косенко

Приборы по центру передней панели — бензин, масло, одометр, спидометр, размеченный до 120 км/ч.

Стекла сохранились родные  | Источник: Дмитрий КосенкоСтекла сохранились родные  | Источник: Дмитрий Косенко
Стекла сохранились родные 
Источник:
Дмитрий Косенко

— Бамперы остались родные, стекла оригинальные — по ним видно, что есть износ. Многие детали пришлось заменить — резинки, часть крепежа, которую невозможно было восстановить. Самое главное, что остался оригинальный двигатель, который был поставлен на заводе — номера совпадают и с табличкой, и с документами автомобиля, что для коллекционеров очень важно.

Напольный педальный узел | Источник: Дмитрий КосенкоНапольный педальный узел | Источник: Дмитрий Косенко
Напольный педальный узел
Источник:
Дмитрий Косенко

Напольный педальный узел, забавная педаль акселератора — похожа на какой-то лепесток.

Хромированный декор | Источник: Дмитрий КосенкоХромированный декор | Источник: Дмитрий Косенко
Хромированный декор
Источник:
Дмитрий Косенко

Неплохой декор для бюджетного автомобиля — хромированные бамперы, решетка радиатора, накладки на капоте и крыльях...

Хромированная надпись «Москвич» | Источник: Дмитрий КосенкоХромированная надпись «Москвич» | Источник: Дмитрий Косенко
Хромированная надпись «Москвич»
Источник:
Дмитрий Косенко

... и, конечно же, надпись «Москвич».

«Буратино» — часть истории СССР | Источник: Дмитрий Косенко«Буратино» — часть истории СССР | Источник: Дмитрий Косенко
«Буратино» — часть истории СССР
Источник:
Дмитрий Косенко

Наш «Буратино» постоянно экспонируется в музее, иногда его вывозят на выставки, показывают по НТВ и НГС. В общем, машина живет, радует зрителей и является частью истории.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
42
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления