Почти каждый новосибирец сталкивался с неприятной ситуацией, когда нужно срочно куда-то уехать, а таксист или спрятался, или вообще просит отменить заказ. Драгоценное время потеряно, гневная тирада летит в службу поддержки. Корреспондент НГС поговорила с водителями такси и выяснила, почему они так делают и на какие еще уловки идут, чтобы не брать невыгодный заказ.
«Совсем не брать заказ невыгодно»
Главной причиной такого поведения водители называют ограничения агрегатора. Видеть конечную точку поездки может очень небольшое количество таксистов — для этого нужно набрать очень много «баллов активности» или получить определенный статус за доплату или выработку.
— Это надо упахаться, чтобы видеть конечную точку, — отметил водитель такси Анатолий. — Совсем не брать заказ невыгодно. Так тебя быстро накажут, поэтому и думаешь, что делать.
Он добавил, что чаще всего водители не хотят везти людей в удаленные районы. Намного выгоднее сделать 2–3 коротких заказа, чем за то же время один, но удаленный. Есть большой риск, что с той же улицы Петухова или из Родников назад в центр города возвращаться придется или пустым, или по очень низкой цене. Самый большой риск уехать без пассажира — в выходные из СНТ.
Отказываться сами от заказа водители не хотят до последнего. Всего два таких отказа могут испортить историю надолго.
— Самое серьезное наказание именно за то, что не берешь заказ. Агрегатору нужен постоянный поток, а так, получается, он стопорится. Даже за жалобу с меня снимают баллы, — подчеркивает Анатолий. — Поэтому мы и выкручиваемся. Все равно не повезем, если не захотим.
Спрятаться и ждать
Самый распространенный способ «отказа от заказа» у таксистов — встать подальше от точки: или совсем с другой стороны дороги, дома, или чуть не в кустах. Программа позволяет включать режим ожидания на достаточно большом расстоянии, для этого водителю не обязательно подъезжать к определенной точке.
— Нужно подождать 8 минут — и все, ты свободен. Можешь сам отменить заказ без снятия баллов. У нас же люди заранее не выходят из дома. Вот и получается: пока спустится, пока сориентируется, — объяснил Анатолий. — Я иногда пишу людям, что не повезу их. Они возмущаются, жалуются в сервис. Потом проблемы из-за этого. Поэтому мало кто стал предупреждать, а люди просто теряют время.
Водитель Андрей подчеркивает, что главная причина отказов — низкая цена поездок. Он уверен, что все, кто хочет ездить за 200–300 рублей через весь город, должны выбирать автобус.
— Да, проще спрятаться метров за 300 и никуда не ехать, чем за 200 рублей везти через полгорода. Такие заказы просто невыгодны, а мне семью кормить надо и самому что-то жрать надо хоть раз за день, — возмущается таксист.
Авиарежим и отключение интернета
Один из способов, который стали практиковать водители — отключение сети. Тогда пассажир видит, что у него просто сменился водитель. Прождать так можно и 10, и 15 минут.
— Я, если вижу, что поездка дальняк, просто врубаю «самолетик» на телефоне, авиарежим. Связь теряется, и агрегатор без последствий для меня отменяет заказ, — поделился профессиональным секретом таксист Анатолий. — Но так сильно часто делать нельзя: только 2–3 раза за день, иначе агрегатор наказывает.
Некоторые таксисты выключают мобильный интернет даже меньше чем на минуту — этого достаточно, чтобы пассажиру начали искать другую машину.
Таксисты подчеркивают, что осеннее повышение стоимости поездок никак не улучшило ситуацию. Водители сходятся во мнении, что только смена тарифов на дальние поездки может улучшить ситуацию — тогда станет выгодно брать не только короткие поездки.
Что делать пассажирам
В «Яндекс.Такси» советуют обращаться в службу поддержки, если водитель отказывается выполнять заказ.
— Водители, которые берут заказы и не выполняют их, рискуют потерять приоритет и впоследствии могут лишиться доступа к заказам, — объяснили в «Яндекс.Такси».
Такси в Новосибирске этой осенью стало менее доступным из-за повышения цен. Но даже за 500–700 рублей водители не готовы везти пассажиров в некоторые районы.