В середине апреля в Новосибирске открыли новый сезон шеринга электросамокатов. По сравнению с 2019 годом, когда сервис только запустился в Новосибирске, его охват значительно вырос: из Академгородка, где он стартовал, кикшеринг добрался уже не только до правого, но и до левого берега Оби. Меньше чем за месяц один из двух шеринговых сервисов смог даже повысить стоимость аренды — такой высокий оказался спрос. По данным Ассоциации микромобильности, в этом году с начала сезона у двух шеринговых сервисов, Whoosh и Urent, уже накопилось 145 тысяч активных пользователей в Новосибирске. Но вместе с популярностью среди новосибирцев стремительно растет недовольство: регулировать движение электросамокатов сложно и они постоянно оказываются участниками ДТП. НГС в карточках отвечает на самые важные вопросы об электросамокатах в городе.
- Электросамокат — это транспортное средство?
- Где должны передвигаться самокатеры?
- Как накажут самокатера за наезд на пешехода?
- А если самокат столкнется с кем-то на дороге?
- Предусмотрена ли ответственность для детей и подростков на электросамокатах?
- А владельцев электросамокатов, которые сдают в аренду, привлечь как-то можно?
- От чего защитит страховка?
- Можно ли как-то ограничить скорость электросамокатов?
- Самокаты сейчас бросают прямо посреди тротуаров — так что, можно?
- Зачем нам вообще электросамокаты и какой должна быть инфраструктура для них?
Электросамокат — это транспортное средство?
Четкого определения до сих пор нет. По классификации ГИБДД существует всего три группы участников дорожного движения: пешеходы, водители и пассажиры. И если статус велосипедов закреплен законодательно (велосипед — официально транспортное средство, «приводимое в движение мускульной силой человека»), то самокатов в ПДД пока нет, и самокатера в ГИБДД приравнивают к пешеходам, пояснила старший инспектор отделения пропаганды ведомства Новосибирска Анна Варнавская.
В то же время многое зависит от мощности двигателя электросамоката, заметила адвокат коллегии «Бойко и партнёры» Мария Соловьёва, и разные самокаты имеют разные характеристики.
По заключению профессора кафедры «Автомобили» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Виталия Гаевского (копия имеется в распоряжении НГС), максимальная мощность электросамокатов Whoosh v2.1 при длительной загрузке составляет не более 130 Вт. Скорость при этом варьируется от 15,17 до 24,49 км/ч (это меньше, чем, например, у мопедов). Но технические характеристики могут различаться в зависимости от модели электросамоката, и как их классифицировать, пока неясно.
При этом электросамокат точно не является механическим средством передвижения — скорее гибридным: чтобы привести его в движение, нужно оттолкнуться ногой, а если аккумулятор разрядится, электросамокат превращается, по сути, в обычный самокат.
Где должны передвигаться самокатеры?
Раз они пешеходы, то их место — на тротуарах.
— Когда введут понятие транспортного средства, можно будет говорить об их движении по проезжей части. Сейчас это пешеходы, которые передвигаются на средствах индивидуальной мобильности — такой термин ввели, хотя законодательно он не закреплен, просто удобен в использовании, — говорит Анна Варнавская.
Тем не менее, напоминает Мария Соловьёва, самокатер всё равно остается участником дорожного движения и обязан знать и соблюдать установленные правила. В частности, следовать сигналам светофора, знакам и разметке и передвигаться так, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
При этом в договоре оферты, с которым соглашается каждый самокатер, прежде чем получить электросамокат в пользование, сказано, что передвигаться на нем следует по велодорожке или по правому краю проезжей части или по обочине (если нет велодорожек). Если ни тот, ни другой вариант не подходят, допустимо передвижение по тротуару.
Интересно, что по договору запрещено пересекать пешеходные переходы на электросамокате, не спешившись. Но за соблюдением этого пункта, кажется, никто не следит.
Как накажут самокатера за наезд на пешехода?
По словам Анны Варнавской, такого понятия, как столкновение двух пешеходов (даже если один из них на электосамокате), нет ни в КоАП, ни в ПДД. Привлечь к ответственности разогнавшегося в толпе самокатера можно, только если пешеход получил травмы: тогда пострадавший должен их зафиксировать и обратиться в полицию.
— За нанесение легкого и среднего вреда здоровью пострадавшего водителю транспорта с мощностью двигателя до 250 Вт может быть назначен штраф в размере 1–1,5 тысячи рублей, с мощностью более 250 Вт — от 2,5 до 20 тысяч рублей в зависимости от тяжести повреждений, — рассказала адвокат Мария Соловьёва.
Если травмы тяжелые, а самокатер с места скрылся, ему может грозить ответственность по ст. 264 УК РФ «Нарушение ПДД», максимальное наказание по ней — до 12 лет лишения свободы. Правда, нарушителя еще придется найти. Помочь могут камеры фото- и видеонаблюдения, установленные в городе, но на практике вычислить конкретного самокатера будет довольно сложно.
А если самокат столкнется с кем-то на дороге?
Если управляющий электросамокатом человек выехал на дорогу и столкнулся с каким-то транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, велосипедом — не важно), ГИБДД это расценит как ДТП с наездом на пешехода, а виновность будет определяться по итогам административного расследования.
Предусмотрена ли ответственность для детей и подростков на электросамокатах?
До 16 лет — нет. Всё это время ответственность за ребенка на электросамокате, как и во многом другом, несут родители.
Впрочем, по договору оферты пользоваться шеринговыми электросамокатами могут только совершеннолетние. Передавать самокат в пользование несовершеннолетним по договору нельзя. Владельцы шеринговых самокатов, если у них возникнут какие-то сомнения, могут запросить фотографии паспорта и отказать в заключении договора с пользователем.
А владельцев электросамокатов, которые сдают в аренду, привлечь как-то можно?
Нет. По условиям договора оферты всю ответственность за соблюдение ПДД и их нарушение самокатер берет на себя. Владелец несет ответственность только за исправность устройства.
От чего защитит страховка?
Поездку можно застраховать — это добавит к ее стоимости 30–35 рублей в зависимости от кикшерингового сервиса. Страховка покрывает расходы при несчастном случае (от травмы до смерти), при повреждении имущества и ответственность перед третьими лицами.
Можно ли как-то ограничить скорость электросамокатов?
Ограничения скорости конкретно для электросамокатов нет. По меркам дорог, они движутся даже медленно, хотя для пешеходов все-таки слишком быстро.
В других регионах сегодня уже вводятся ограничения на пешеходных улицах, которые программируются в самой шеринговой системе, в Новосибирске они пока только обсуждаются, но, например, в Заельцовском парке их скорость уже решили ограничить.
— Мы системно ограничиваем скорость — быстрее 25 км/ч наш самокат не поедет, в действующих ПДД самокат с таким ограничением относится к категории «велосипед», — рассказала пресс-секретарь Whoosh Юлия Камойлик. — Дополнительно мы ограничиваем скорость в зонах, где плотное движение пешеходов: сделали его на набережной. Заехав в такую зону, самокат не будет ехать быстрее 15 км/ч.
Самокаты сейчас бросают прямо посреди тротуаров — так что, можно?
Законом, по крайней мере, это не запрещено.
— Этот вопрос больше относится к собственникам территории, на которой электросамокаты расположены, — пояснила Мария Соловьёва. — Давали ли они согласие на размещение электросамокатов на этой территории или нет, и если да, то на каких условиях.
На днях мэр Новосибирска заявил, что все-таки «не вся территория города должна быть местом, где можно бросить самокат». Сейчас городские власти разрабатывают маршруты для движения электросамокатов, где можно развить большую относительно пешеходов скорость (от станций метро и конечных остановок транспорта до мест отдыха) и определяют места для стоянок. Правда, сроки принятия каких-то решений неизвестны.
Зачем нам вообще электросамокаты и какой должна быть инфраструктура для них?
Урбанисты отмечают, что электросамокаты и вообще любой вид так называемой индивидуальной мобильности — это классно, потому что они конкурируют в первую очередь с автомобилями (хотя бы летом). Больше самокатов и велосипедов, которые могут не стоять в пробках, — меньше автомобилей на дорогах и этих самых пробок.
Но сегодня в Новосибирске (и не только) из-за неясного правового статуса электросамокатов и отсутствия инфраструктуры возникает масса проблем. Решить их можно только сетью велодорожек, считает урбанист и архитектор Слава Удинцев.
— Ее довольно легко развить в Новосибирске, потому что у нас всё строилось по советским нормативам, и у нас довольно широкие улицы: почти везде можно заложить велодорожку по метру-два и велопереходы, — говорит он. — В Москве из-за кикшерингов начинают делать временные велодорожки: на лето отделяют их по обочинам столбиками, зимой убирают.
Главное, отметил Слава Удинцев, исключить конфликты. Поэтому, в частности, нельзя выделять велодорожки на тротуарах: по ним легче катить коляски, поэтому часто спецполоса занята мамами с детьми.