Новосибирск всерьез взялся за строительство еще одного, четвертого, моста, на который уже готовы проект и смета — 32 млрд руб. Власти планируют сделать его платным и загрузить по максимуму пропускной способности — 110 тыс. автомобилей в сутки. Другой «свежий» мост — Бугринский — после 1,5 лет эксплуатации теперь вызывает ряд вопросов: на сколько меньший поток автомобилей он пропускает по сравнению с Дмитровским и Коммунальным мостами и нужен ли он был вообще. Портал НГС.АВТО посчитал точное количество проходящих автомобилей на всех трех мостах и сравнил эти цифры.
То, что Бугринский мост загружен автомобилями далеко не полностью, общественности стало ясно уже в первые месяцы его работы. Соответственно не разгрузились в ожидаемой степени Димитровский и Октябрьский мосты. Власти выражали надежду, что Бугринский нарастит свою мощность со временем, но и сейчас прозванный «зеленым» (по цвету линий в Яндекс.Пробках) мост не выдерживает конкуренции со своими собратьями. Существуют разные оценки его загруженности, руководитель новосибирского отделения «Федерации автовладельцев России» Вячеслав Ашурков считает, что сооружение работает только на 30 % от своих возможностей.
Проектная мощность 6-полосного Бугринского моста — 7180 автомобилей в час. Портал НГС.АВТО решил посчитать, сколько здесь в реальности проезжает машин, а заодно — насколько забиты Димитровский и Коммунальный. Время для расчетов было выбрано после утреннего часа пик, в солнечный сухой день без осадков. На всех трех мостах не было ни пробок, ни аварий, ни ремонтов, которые могли бы исказить статистику. Автомобильный поток везде двигался в плотном рабочем режиме.
Первый замер на Бугринском мосту — направление «на правый берег». За час здесь прошло 1338 единиц транспорта. А вот обратное направление активней — 1548 авто.
«С левого на правый [берег] трафик тут меньше едут, с правого на левый — больше. То есть он в ту сторону не востребован, потому что не выходит на ул. Кирова, как должен был выходить», — отмечает Вячеслав Ашурков. Суммарный показатель — 2886 ед. — тоже не дотягивает до норматива, правда, оценка загруженности выше — 40,2 % от максимальной мощности. По субъективным ощущениям — движение здесь, конечно, неполноценное. На каждом направлении между проходящими группами машин есть интервалы затишья, когда все 3 полосы пустуют.
Основные же мосты города работают активней: утром и вечером здесь пробки, снижающие пропускную способность, днем — полноценное плотное движение.
Коммунальный мост — замер направления «на левый берег» показал цифру 2970 ед. На правый берег — 2802 ед. Итого трафик здесь — 5772 машин в час. По ощущениям — движение почти без перерыва, особенно по направлению «на левый берег». В обратном направлении возникают небольшие паузы в транспортном потоке, связанные с переключением светофора на Горской. При сравнении с Бугринским мостом Коммунальный обслуживает ровно в 2 раза больше автомобилей.
Димитровский мост — здесь полноценные широкие 6 полос движения, в отличие от Коммунального, где транспорт идет тоже в 6 полос, но в притирку друг к другу. Замер направления «на левый берег» на Димитровском показал значение 3558 ед. На правый берег — 3582 ед. Итого трафик — 7140 машин в час, такой же, как расчетный у 6-полосного Бугринского моста.
Движение на Димитровском абсолютно плотное, насыщенное, на максимуме возможности ехать потоку без остановок и перепробегов. По сравнению с Бугринским Димитровский мост обслуживает в 2,5 раза больше машин, а по сравнению с Коммунальным — в 1,2 раза.
Достоверные суточные показатели трафика известны только по Бугринскому мосту, где автоматизированная система фиксации отслеживает весь поток — 40 тыс. автомобилей. Это данные примерно за 14 часов основной активности транспортного потока в течение суток. Аналогичные показатели для Коммунального моста могут составлять 81 тыс. автомобилей, для Димитровского — 100 тыс. автомобилей. Эксперты в области транспортных потоков не склонны считать корректным сравнение мостов, работающих десятилетиями, с новым сооружением, да еще и не доведенным до конца. Бугринский мост не имеет выходов на ул. Кирова и на запад, их постройка — в долгосрочной перспективе.
«Оценивать на сегодняшний день долю, которую берет на себя мост, не имеет смысла. Только через 10 лет эксплуатации достигается максимальный эффект, и то только тогда, когда полностью построено. А мы же понимаем, что в комплексе Бугринский мост не построен», — рассуждает главный конструктор КБ «Электротехнические комплексы и транспортные системы» Михаил Никулин.
Проект нового, четвертого, моста, продолжающего Ипподромскую магистраль на левый берег до ул. Станционной, власти теперь намерены реализовать в полном виде, учитывая намерение полностью закрыть Коммунальный на ремонт после 2020 года. Пропускная способность четвертого должна стать выше Димитровского.
«Этот мост (четвертый. — Д.К.) может пропустить около 110 тыс. автомобилей. Димитровский — это городской мост, а этот — продолжение высокоскоростной магистрали, которая с севера на запад будет быстро пропускать автомобили», — говорит заместитель гендиректора проектировочной компании «Институт "Стройпроект"» по Сибири и Дальнему Востоку Вадим Антонов.
«Вопрос до сих пор заключается в том, что вперед строить — четвертый мост или продолжать Юго-Западный транзит через Бугринский, вот это спорный вопрос действительно», — отмечает Михаил Никулин.
Между тем, по данным сервиса Яндекс.Пробки, Бугринский мост в своей жизни еще не разу не испытал ни одной пробки, он всегда остается «зеленым». «Он свободен в течение всего дня, так как находится вдалеке от центра и поэтому является довольно непопулярным среди автомобилистов. Движение по двум другим мостам в будни довольно плотное, особенно по утрам. Улучшить ситуацию для всех автомобилистов можно с помощью развязок. Возможно, уже этого будет достаточно, чтобы автомобилисты легче перебирались с берега на берег», — резюмирует региональный представитель «Яндекса» Ольга Молодан.
Дмитрий Косенко
Фото Александра Ощепкова (1–3), эскиз предоставлен мэрией Новосибирска (4), maps.yandex.ru (5)