NGS
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+17°

пасмурно, дождь

ощущается как +15

3 м/c,

с-з.

743мм 68%
Подробнее
3 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама
Он и она Игры, в которые играют дети

Игры, в которые играют дети

Многие популярные игрушки негативно влияют на детскую психику

Сегодня двадцать первая машинка в детском «гараже» не считается капризом ребенка — при нынешнем разнообразии самим родителям сложно ограничиться двумя моделями. Они не скупятся на игрушки не только из безграничной любви к своим чадам, но и потому, что в их собственном детстве не было кукол Барби, настоящих полицейских машин и ярких конструкторов. Но зачастую современных детей интересуют совсем другие игрушки. Как правильно выбирать их для своего малыша, чтобы они развивали, а не вызывали комплексы у ребенка, узнавала корреспондент SHE.

С тем, что дети в принципе должны играть во что-то, сегодня никто не спорит. Ведь ученые давно доказали, что во всех детенышах — и животных, и человеческих — природой заложена потребность в игре: для ребенка это основной способ познания мира. На каждом этапе, начиная с младенчества, игрушки выполняют определенные функции в развитии малыша.

Правила игры

«Если рассматривать вопрос самого начала, то игрушка для ребенка — это заменитель родителя, — говорит психолог клиники «Инсайт» Людмила Юрганова. — Первая игрушка, которую получает ребенок, — это соска, заменитель маминой груди, каких-то отношений с мамой. Получив соску, ребенок чувствует успокоение. Так же как позже он ощущает спокойствие, удовлетворив свои потребности, например, в звуках с помощью погремушки или в тепле с помощью мягкой игрушки». Когда малыш подрастает, он начинает копировать поведение взрослых, воплощая это в играх. Еще позже игрушки приобретают другой смысл, становятся частью ролевых игр: они разговаривают, вступают в какие-то отношения.

На каждом этапе развития ребенка игрушки имеют для него свое значение, именно поэтому так важно выбирать их в соответствии с уровнем его развития.

Нестандартный ход

Главным критерием при выборе игрушек является интерес ребенка к ним, но что делать, если ребенок ими вообще не интересуется? Например, предпочитает книги или рисование? Как объясняет Людмила Юрганова, для ребенка до 12 лет это вполне нормально: «Это значит, что у него просто другой предмет игр, он играет с самим собой. Для маленького ребенка это скорее говорит о том, что ему уделяют много времени, раз он уже научился рисовать и читать, привили интерес к этим занятиям. Беспокоиться об этом не стоит». Но, по словам психолога, это не значит, что малыша не нужно учить чему-то другому, а именно общению. Родители обязательно должны гулять с ним, показывать, как заводить знакомства, налаживать контакт с другими детьми. В противном случае ребенок и в 12, и в 16 лет не научится взаимодействовать с людьми и окружающим миром, будет замкнутым, а это уже нехорошо.

Бывает, что дети все-таки интересуются игрушками, но совсем не теми, какими должны. Что если мальчик с большим удовольствием играет в куклы, чем в машинки? Психологи уверены, что само по себе это произойти не может, и причина в том, что кто-то из родителей поощряет такое поведение. «Психологический пол ребенка задают взрослые, объясняя, чем играют мальчики, а чем девочки, — уверена Елена Разумовская. — Ведь дети подражают родителям. И если мальчик начинает играть в куклы, нельзя запрещать, нужно сначала понять, почему он это делает. Возможно, родители очень хотели девочку и ведут себя так, что сын чувствует их одобрение, когда, например, играет с куклой».

Причиной может быть и то, что у мальчика просто нет машинок или в окружении одни девочки. Если девочка играет в машинки, возможно, мама часто возит ее с собой и при ней обсуждает какие-то вопросы, связанные с автомобилем. Людмила Юрганова считает, что в таком случае нужно просто направить ребенка, дать возможность понаблюдать за другими детьми его пола. Или, например, предложить мальчику не просто играть с сестренкой в куклы, а возить их на машине, построить для них город.

Корпорация монстров

Но гендерное «несовпадение» ребенка и игрушек встречается не так часто. Гораздо чаще мальчики выбирают наоборот, чересчур мужские игрушки: оружие, монстров, суперменов. Родители боятся, что такие игрушки могут быть вредны, но вынуждены покупать их, ведь ребенок не хочет других. Просто отказав в покупке, проблему не решить, нужно понять, почему ребенок любит именно «страшные» игрушки. Елена Разумовская считает, что причиной может быть недостаток внимания: с помощью маски вампира ребенок хочет напугать маму, чтобы она заметила его наконец.

По словам Людмилы Юргановой, если ребенок выбирает монстров с большими мускулами, зубами, скорее всего, он не чувствует себя защищенным, и родители должны обратить на это внимание.

Но не всегда игры с монстрами бывают плохи, ведь если девочка использует такую игрушку просто как куклу-мальчика, в этом нет ничего страшного. Важно очеловечить монстра, наделить эмоциями, перевести из супергероев в разряд простых персонажей. Так же нет ничего плохо в играх с оружием. «Детям, которые в детстве наигрались в войнушку, во взрослом возрасте не потребуется реальное оружие, чтобы доказать свою силу», — говорит Елена Разумовская.

Поколение Next

Среди популярных сегодня игрушек не просто монстры, а супергерои различных мультфильмов и компьютерных игр. Дети проводят у экранов и мониторов очень много времени. А это может отрицательно отразиться на их психике. «В большинстве фэнтезийных мультфильмов и игр присутствуют какие-то сверхлюди, — говорит Людмила Юрганова. —

Это слишком сложно для психики ребенка, ведь он не может отличить сказку от реальности и ассоциирует себя с супергероем. В результате искажается уровень самооценки и снижаются требования к себе: «Я и так всемогущий, зачем мне стремиться к чему-то?».

До второго класса лучше избегать подобных игр и фильмов». Различные «стрелялки» также могут плохо влиять на психику малыша, ведь ребенок не может отличить героя игрушки от реального человека и, возможно, захочет столь же жестоко расправляться с обидчиками в жизни.

«Конечно, сейчас существуют развивающие передачи для детей и компьютерные игры, направленные на развитие внимания, изучение букв, цифр, — говорит Елена Разумовская. — Но все-таки они могут присутствовать в жизни детей как вспомогательные, а не как основные, и родителям стоит контролировать время, проведенное у телевизора и компьютера, а также сам выбор мультфильмов и игр. Даже просмотр добрых детских сказок нужно ограничивать — постоянное сидение у экрана влияет на зрение и осанку, отвлекает от других игр, книжек».

Один из вопросов, который волнует молодых родителей, — количество игрушек, которое нужно ребенку. Психологи говорят, что их не должно быть мало, иначе малыш попытается играть людьми и будет нервничать в случае отказа. Но и задаривать ребенка, тем самым пытаясь откупиться от него, нельзя. Ведь с плюшевым медведем никогда не будет так спокойно, как с папой, и ни одна компьютерная программа не научит читать лучше, чем мама.

Лидия Смирнова

Фото gettyimages.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления