История Tele2 в Сибири началась еще в 2004 году, когда компания развернула сети GSM в Омской и Кемеровской областях. Спустя пять лет к ним присоединились Новосибирская и Томская области. Тогда была только голосовая связь и медленный интернет — EDGE, если кто помнит. Но после сделки по объединению мобильных активов Tele2 и «Ростелекома», которая состоялась в 2014 году, всё изменилось. Компания начала строить новые современные сети и предлагать клиентам быстрый интернет, а также серьезно расширила географию присутствия.
— Все эти шесть лет мы упорно работали над тем, чтобы связь, а затем и быстрый интернет были везде, где это требуется клиенту. Превращали Tele2 из мобильного дискаунтера в трендсеттера на рынке связи регионов и России. Ну и, мне кажется, у нас это вполне получилось, — прокомментировал Дмитрий Кромский, директор макрорегиона «Сибирь» Tele2.
Первым регионом СФО, в котором Tele2 «зажгла свет мобильных перемен», стала Иркутская область. Затем запуск Tele2 состоялся в Бурятии, а в конце июля 2015 года Tele2 заработала в Красноярском крае. После запустила голосовую связь и быстрый мобильный интернет в стандарте 3G в Хакасии и в Алтайском крае. В 2018-м уже все сибирские клиенты Tele2 смогли начать пользоваться технологией 4G. А в прошлом году компания наконец-то покорила всю Сибирь, запустив свою сеть в Республике Алтай.
Появление нового игрока на рынке связи регионов (ну а в случае с Новосибирском — новых возможностей у этого игрока) всегда благоприятно влияет на цены и качество. Это рынок, и он так работает. При этом трафик и запросы абонентов непрерывно растут. Цены, казалось бы, тоже. Но только «казалось бы».
Простой пример. В 2015 году тариф «Самый черный» в одном из новых для Tele2 регионов стоил 450 рублей и включал 6 Гб мобильного интернета и 800 минут для звонков. Сейчас аналогичный «Самому черному» по месту в тарифной линейке «Мой онлайн+» стоит 500 рублей. На 50 рублей дороже. Рост — на 12,5% за шесть лет.
При этом в тариф «Мой онлайн+» входит 30 Гб мобильного интернета, бесплатный доступ к четырем мессенджерам и шести социальным сетям, 600 минут, а также безлимитные звонки внутри сети Tele2, которые не расходуют пакет. По оценкам мобильного оператора, на внутрисетевые звонки приходится сейчас до 40% их общей продолжительности. То есть реальный пакет на тарифе — около 1000 минут в месяц. Кроме этого, в тарифы Tele2 входят развлекательные опции. Например, клиенты с тарифом «Везде онлайн» бесплатно смотрят фильмы на киноплатформе Wink.
Выходит, что стоимость услуг не выросла, а наоборот, снизилась за эти шесть лет. А всё повышение абонентской платы — только за счет больших пакетов трафика, минут и дополнительных опций.
По прогнозам специалистов оператора, сеть 4G еще достаточно долго будет удовлетворять растущие потребности клиентов в трафике передачи данных, хотя операторам уже преодолевать серьезные трудности.
— Трафик передачи данных за шесть лет вырос более чем в 30 раз. Такой рост стал возможным только потому, что мы очень быстро строили сети четвертого поколения, покрыв ими буквально за два года более 70% населения Сибири, — отметил Дмитрий Кромский. — При этом трафик продолжает расти. У нас на многих объектах сейчас работают базовые станции LTE сразу в трех диапазонах. Следующим этапом станет запуск LTE на тех частотах, которые раньше использовались для 3G. Однако качественный скачок возможен только после запуска сетей пятого поколения. Приоритетный диапазон для коммерческого запуска 5G, который признан большинством стран мира, — 3,4–3,8 ГГц. Именно в нем работает абсолютное большинство выпускаемых устройств, и эти частоты дают нужные скорости. В России для сотовых операторов этот диапазон пока недоступен. И отсутствие этих частот — главное препятствие для массового запуска сетей 5G в России.