Алтайские ученые заявили о массовом нашествии этим летом смертельно ядовитого паука каракурта, или черной вдовы. В числе районов, где их ждут и уже иногда встречают, оказались озера в окрестностях города Яровое — курорта, куда ездят лечиться солями и грязями новосибирцы. По мнению арахнологов, регионы, куда может мигрировать этот паук, — это Алтай и часть Новосибирской области, граничащая с Казахстаном. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснял, где и когда можно ждать нападения черных вдов и какие еще опасные для человека пауки уже обосновались в популярном среди новосибирцев месте отдыха — на Алтае.
Зоологи из Алтайского государственного университета заявили о возможном в ближайшее время массовом нашествии из степей Казахстана смертельно опасного ядовитого паука каракурта или, как его еще называют, черной вдовы. По мнению экспертов, в зону риска попадают граничащие с Казахстаном территории Алтайского края. «В Алтайском крае это Угловский, Михайловский районы могут быть… В начале 2000-х годов в Барнауле мы их (каракуртов. — И.К.) неожиданно обнаружили еще в середине июля. К концу июня – началу июля пауки достигают половозрелости, и у них начинается активный период размножения», — рассказала зоолог Алтайского государственного университета Ирина Кудряшова, добавившая, что вспышки численности каракуртов в природе наблюдаются каждые 15–25 лет, и вот сейчас как раз подошел этот срок.
Это, пожалуй, единственное там (на приграничных территориях Алтая и Казахстана. — И.К.) популярное туристическое место», — рассказала НГС.НОВОСТИ менеджер по развитию «Центра активного туризма» Ирина Цынерт. Именно Яровое в этом году первым подверглось атаке — по информации зоолога Ирины Кудряшовой, там были зафиксированы случаи укусов каракуртов.
Достаточно длительный период жаркого и засушливого лета, который был и на Алтае, и в Новосибирской области в начале июня, — любимая погода черных вдов. В сам Казахстане, отмечают ученые, паук уже активизировался. К нам пауки попадут, конечно, не своими ногами, а могут прибыть с фруктами или же по ветру — когда маленькие паучки вылупляются из яйца, они выпускают паутинки, и их легко подхватывает ветер, который переносит на достаточно большие расстояния — десятки и сотни километров.
Каракурт (черная вдова, или степная вдова) — небольшой паук размером меньше рублевой монетки с блестящим интенсивным черным окрасом и чуть более длинными лапками, чем у пауков домашних.
Самцы меньше самок и имеют на брюшке ярко-красные пятнышки, не кусаются. Опасны только самки — кстати, после спаривания они, как это принято у некоторых паукообразных, поедают своего оплодотворителя.
Питаются каракурты, как и другие пауки, различными насекомыми: комарами, бабочками, кузнечиками, мухами, — более активны ночью и стремятся не подниматься вверх, как остальные пауки, а наоборот — спускаться вниз. «Эти пауки стремятся спрятаться в каких-нибудь углублениях, понижениях… Они могут спуститься в подвал, погреб. Они могут забраться в садовые галоши, если они стоят у вас на крыльце без присмотра. Каракурты наверх не полезут никогда. И паутину они не плетут. Точнее, заплетают какое-то небольшое понижение, когда самка там устраивает убежище для откладки яиц», — описала членистоногую угрозу алтайский зоолог.
Выводятся пауки один раз в году — весной. Летом они приступают к размножению, после чего самка может отложить яйца несколько раз. Обитает черная вдова в Казахстане, республиках Средней Азии, в Крыму, на юге России и в Поволжье. На Алтае это единственный ядовитый и единственный опасный паук. Наряду с каракуртами в окрестностях Ярового можно встретить тарантула (он водится и в Новосибирской области), крестовика и так называемого желтого паука Сака, который стал часто встречаться именно в последнее время. Все они, уверяют ученые, не являются опасными для человека. Их укусы не смертельны, хоть сами по себе очень болезненны — по ощущениям сравнимы с укусами пчел.
Укус же черной вдовы может оказаться последним для человека — ее яд в 15 раз сильнее яда гремучей змеи.
Реакция после укуса наступает почти сразу: человек чувствует очень резкую боль, ломоту и сильное напряжение мышц по всему организму. Некоторых может тошнить, кто-то теряет сознание. Если быстро не обратиться к врачам, через день-два может наступить летальный исход — яд действует на нервную систему. Ученые утверждают, что в течение первых двух минут после укуса необходимо поджечь пучок спичек и прижечь место укуса. Считается, это разрушает значительную часть яда.
«Эти пауки никогда сами не нападают, если их не спровоцировать — побеспокоить, как-то потревожить. Тогда нападение вероятно, так как пауки — существа, в принципе, агрессивные, — предупреждает зоолог Кудряшова. — Например, случайно задеть его рукой на земле или во время ночевки в палатке, куда они могут забраться».
При этом угрозы распространения черных вдов дальше на север, считают ученые, фактически нет. Старший научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН, арахнолог Галина Азаркина отметила, что вероятность появления каракуртов именно в Новосибирской области все же достаточно низкая — 3–5 %. «При массовом выплоде и попутном ветре, возможно, их к нам занесет, но зиму они не переживут — это точно. Алтай же ближе к Казахстану… А в Новосибирске их (черных вдов. — И.К.) никогда не ловили. У нас биостанция в Кулундинской степи — потенциальном месте залета каракуртов, — но и там никогда никто их не отмечал. Им нужен теплый климат», — успокоила новосибирский арахнолог Азаркина.
Илья Калинин
Фото depositphotos.com