22 октября пятница
СЕЙЧАС +3°С

Золото в бензобаке

Бензин подорожает на 3 рубля из-за совещания с Путиным в Новосибирске — эксперты объяснили, почему топливо не дешевеет вслед за нефтью

Поделиться

Поделиться

Российское правительство готово повысить на 1 руб. акцизы на бензин класса «Евро-5» и дизтопливо с 2015 года. Это подтвердила газете «Ведомости» пресс-секретарь премьера Дмитрия Медведева Наталья Тимакова. Новые параметры будут добавлены к поправкам в Налоговый кодекс, которые уже приняты в первом чтении, знают собеседники «Ведомостей». Поправки станут частью налогового маневра в нефтяной отрасли, который задумало Правительство РФ.

Законопроект приурочен к созданию Евразийского экономического союза и выравнивает налоговые ставки в России, Казахстане и Белоруссии. Он предполагает снижение экспортных пошлин на топливо и рост ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2015–2017 годах. Это неизбежно приведет к подорожанию бензина, но чтобы годовой рост не превышал 1,8 руб. за литр, Минфин и Минэнерго предложили в течение 3 лет снижать акцизы на бензин и дизтопливо.

В документ закладывалось снижение акцизов на бензин «Евро-5» в 2015 году на 45,8 %, на дизтопливо — на 56,1 %. Решение добавить к акцизам 1 руб. сделает снижение не таким резким — 29 % на «Евро-5» и 33,3 % на дизтопливо. Это прибавит к акцизу 1300 и 1200 руб. за тонну соответственно.

Идея прибавить рубль к акцизам впервые обсуждалась на заседании Госсовета в Новосибирске 8 октября. С таким предложением обратился к президенту Владимиру Путину президент Татарстана Рустам Минниханов.

В стенограмме доклада на сайте Кремля он объясняет, что снижение акцизов, которое произойдет после налогового маневра, лишит регионы 91 млрд руб. К этому времени дорожные фонды на местах будут формироваться на 100 % из поступлений от акцизов — сейчас они частично пополняются из федерального бюджета. Отчисления от акцизов падают уже сейчас — в 2014 году Татарстан, как и другие регионы, недосчитается 2 млрд, предупреждал г-н Минниханов.

Бюджет НСО, как и другие регионы, потерял часть налоговых поступлений, несмотря на то, что акцизы росли. Министр экономического развития Ольга Молчанова в интервью НГС.НОВОСТИ объяснила это дифференцированными ставками этого налога. На низкооктановое топливо акцизы были высокими, а на высокооктановое — низкими, и производители сделали упор на последние. В министерстве финансов НСО не смогли оперативно уточнить потери областного бюджета и размер ожидаемой компенсации.

В сентябре 2014 года новосибирские власти объявили о сокращении дорожных фондов на 1 млрд руб. — одной из причин экстренной меры стало снижение акцизов на бензин. Они формируют примерно половину дорожного фонда — в 2012 и 2013 годах, когда поступления в дорожный фонд достигали 10 млрд, акцизы принесли в казну 5,6 млрд руб. (53 %), говорится в докладе на сайте областного минфина. Этого мало — чтобы поддерживать дороги региона в нормативном состоянии, требуется не менее 30 млрд руб. в год, говорится в этом же докладе.

В 2014 году область еще больше удалилась от нормативной цифры — размер дорожного фонда составляет 7 млрд руб., знает зампредседателя комитета по бюджетной политике областного Заксобрания Валентин Сичкарев. Ранее глава региона Владимир Городецкий, представляя депутатам проект бюджета на 2015 год, оценивал доходы от добавленного рубля в 1,5 млрд руб. Этой суммы хватит только на поддерживающий ремонт — на новые проекты вроде Южного или Восточного обхода денег не останется, заметил г-н Сичкарев.

По его данным, значительная часть дохода от акцизов уйдет в Новосибирск в качестве субсидии. Она компенсирует 10 % доходов от НДФЛ, которых лишилась городская казна в пользу бюджета региона. Ранее мэр Анатолий Локоть заявлял, что город рассчитывает на 350 млн в качестве компенсации. Деньги пойдут на расширение Мочищенского шоссе и продление ул. Георгия Колонды, которая соединит Красный проспект с ул. Объединения.

Поездка по новым дорогам может обойтись новосибирским водителям на 20 % дороже, чем сейчас, думает генеральный директор сети АЗС «Беркут» Михаил Сенчук.

Продавец бензина уверен, что в 2015 году ценники на заправках вырастут как минимум на 6 руб.

Подорожание на 3 руб., предсказанное московскими экспертами, даже не покроет инфляцию, говорит он.

По данным Новосибирскстата, с января по октябрь 2014 года бензин марки АИ-92 (АИ-93) уже подорожал на 1,6 руб. (с 28,57 до 30,17 руб.). АИ-95 поднялся в цене на 1,82 руб. за литр — с 30,83 до 32,65 руб. Нефть при этом неуклонно дешевела — к октябрю ее цена опустилась до рекордно низкого показателя 80 долл. за баррель.

Ожидать, что падение цен на нефть остановит рост бензиновых ценников, не стоит, объяснила руководитель ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская.

В России, в отличие от европейских стран, цена бензина на 60 % состоит из налогов, причем 30 % стоимости литра в рознице приходится на долю акцизов.

Цену сдерживает ФАС, и она не зависит от экономических факторов — так, в 2014 году оптовые цены на нефтепродукты поднялись на 20 %, а розничные — только на 10 %.

Разговоры о росте цен звучат на фоне небывалого бензинового кризиса. Перебои с топливом начались у независимых операторов в начале октября и продолжаются до сих пор. АИ-95 после ноябрьских праздников подошел к концу на нескольких станциях сети «Хорос» и «Сибнефть», проблемы есть и с бензином марки АИ-92, подтвердила г-жа Золотовская. К дефициту привело стечение обстоятельств — профилактика на нефтебазах, аварии на крупных НПЗ и снижение экспортных пошлин, из-за которых компании охотно продавали бензин и не создали резерва. Топливо с ближайшего к Новосибирску Омского НПЗ уходит сейчас в Москву, и облегчения не стоит ждать раньше 27 ноября — тогда закончится профилактика на Ачинском НПЗ, объяснила Золотовская.

Заведующий кафедрой региональной экономики СибАГС Валерий Папело назвал ситуацию с бензином «российским парадоксом». Государство поддерживает нескольких монополистов, не заботясь не только об интересах независимых АЗС, но и о конечных потребителях. Вместе с топливом подорожают продукты, в особенности те, которые едут из СНГ и Средней Азии: овощи, фрукты и полуфабрикаты. Постепенно к ним подтянутся хлеб, молоко и мясо местных производителей — в их стоимости транспортные расходы тоже включены, предупредил г-н Папело.

Дарья Староверова

Фото Александра Ощепкова

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...