
Поделиться
За прошедший год в центре Новосибирска прошло более сорока пикетов, причем участвовали в них, в основном, не политические партии или профсоюзы, но обычные горожане, озабоченные насущными проблемами, далекими от абстрактных политических спекуляций. Политологи отмечают резкий рост количества пикетов за последние два года по всей России, делая вывод о том, что у среднего класса наконец пробудилась тяга к гражданскому обществу, а организаторы протестных акций считают, что пикеты являются единственным действенным методом диалога с властями.
7 сентября вороная лошадь вышла на площадь Ленина с плакатом «Я не хочу на колбасу» — печальное животное привели организаторы пикета против закрытия детско-юношеской школы по конному спорту. Лошадиная тема в сочетании со зданием мэрии неподалеку, с одной стороны, напомнила известную историю Калигулы, который ввел своего коня в сенат, а с другой стороны — дала понять, что новосибирские пикетчики день ото дня становятся все более изобретательными.
Особенно отличились борцы за доступное дошкольное образование, бегавшие с колокольчиком по обладминистрации и устроившие детский сад в приемной председателя облсовета Алексея Беспаликова. Изменилась в последнее время и тематика пикетов. Ранее «национальной новосибирской забавой» были коммунистические сборища у ГПНТБ и экологические выступления протестующих против вырубки Нарымского сквера и лесов Академгородка горожан, ядро которых составляли пенсионеры, маргиналы и члены политических партий.
В этом году на улицы вышли, в основном, вменяемые представители среднего класса: родители, протестующие против нехватки мест в детсадах (5 акций и голодовка), дольщики — против остановивших проекты застройщиков (6 пикетов), автомобилисты — против ям на дорогах.

Поделиться
Художник Артем Лоскутов также устроил несколько пикетов в защиту свободы собраний и провел «Монстрацию» (своеобразный пикет против абсурдности мироздания), которая собрала 2000 человек, то есть в 10 раз больше прошлогодней. Три раза в центре пикетировали трезвенники, один раз — противники табака, два раза — жильцы общежитий, требующие приватизации. Антифашисты протестовали против убийства южнокорейского студента в Барнауле. Чисто политических акций было всего две — пикет в защиту Грузии от оппозиционера с почти 30-летним стажем Алексея Мананникова и акция комсомольцев против участия войск НАТО на параде 9 мая в Москве.
«Рост числа пикетов является зеркалом неэффективности работы городских и областных властей, а также индикатором гражданского сознания новосибирцев, которые от полной пассивности переходят к заявлению своей позиции, — комментирует Владимир Кириллов, лидер движения автомобилистов Новосибирска и общественной организации «Родительский комитет».
— По сути это нормальный западный вариант донесения своего мнения до чиновников».

Поделиться
Чиновники, в свою очередь, реагируют на пикеты нервно. После многочисленных выступлений и голодовки, посвященных детским садам, мэр Владимир Городецкий даже заявил: «У нас никогда не было такого ажиотажа, а сегодня кто-то голодует даже. Это что же, правильный принцип заявления проблемы? Нет, это неверно, это не подходит городу. Мы все инициативные группы приглашали в открытый зал. А тут кто-то хочет о себе заявить: я голодую, я за права. Проблема не в том, что мест не хватает, проблема — что ажиотаж нездоровый». Владимир Кириллов считает, что именно этот ажиотаж и помогает в результате решить проблемы с чиновниками, так как после проникновения информации на федеральный уровень чиновники боятся «взбучки сверху».
«Эффективность таких методов доказывается результатами. Наша социальная активность, к примеру, привела к выделению дополнительных средств на дороги Новосибирска, — утверждает Владимир Кириллов. — После того, как мы проверили колбасу, больше производителей стали соблюдать ГОСТы».
По его словам, пикет для его организации не самоцель, но своеобразный курок: «Когда мы проработали план действий, проанализировали свои возможности в суде, установили связь с депутатами — словом, когда план сверстан, — тогда уже проводится пикет, который больше всего походит на надводную часть айсберга».
Политолог Алексей Мазур считает, что рост числа пикетов характерен не только для Новосибирска, но и для всей России: «Общество начало просыпаться. Раньше люди были либо всем довольны, либо считали, что их слова ничего не значат, а чаще и то, и другое вместе. Это настроение продолжает доминировать и по сей день.
Однако число людей социально активных за последние два года выросло в десятки раз.
Консенсус между обществом и путинской вертикалью власти пошатнулся. Человек понимает, что в условиях неэффективного управления он должен требовать. Людей волнуют конкретные проблемы — произвол милиции, детские сады, дороги. При этом они очень боятся, что их заподозрят в политике, так как в их понимании это нечто грязное. Однако по сути дела то, чем они занимаются, — это и есть настоящая политика».
Владимир Иткин
Фото Дарьи Староверовой (1), Сергея Ляшко (2), Татьяны Кривенко (3)