В российский прокат вышло кино про одного из самых знаменитых — и изнутри, и снаружи — обитателей Новосибирска — трехкратного олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе Александра Карелина. Точнее, новое кино «Чемпионы: быстрее, выше, сильнее» состоит из трех новелл, в которых к олимпийским медалям пробиваются гимнастка Светлана Хоркина, пловец Александр Попов — и собственно Карелин, который сам кино никак не контролировал, — но представлял его на показе в «Победе» за неделю до российской премьеры.
Вышедший на экраны фильм — уже второй в патриотической серии «Чемпионы». Первый вышел в 2014 году перед Олимпиадой и — как это вообще очень свойственно сувенирным российским фильмам к какому-нибудь празднику, — был альманахом из нескольких новелл. Есть ощущение, что этот формат так расцвел просто потому, что настрогать много маленьких схематичных человечков проще, чем один характер и одну полнометражную историю.
С учетом того, каким проходным был первый фильм, второй, честно говоря, не заслуживал бы вообще никакого внимания, если бы одним из персонажей не был Александр Карелин, который — и в фильме, и вообще — описывает себя, если надо вкратце, как «борца из Новосибирска». В Новосибирске, знаете ли, не так много звезд и супергероев. И не так уж часто про них выходят фильмы. Тем более значительная часть новеллы про Карелина в «Чемпионах» вообще происходит в Новосибирске.
На этот раз за драму на грани жизни и смерти отвечает история пловца Попова. Попова играет Евгений Пронин, которого киноманы могли видеть десять лет назад в «Гарпастуме», а обладатели телевизора — в куче сериалов. Хоркину играет Кристина Асмус из «Интернов», которая сама долго занималась гимнастикой, поэтому выполняет бьшую часть трюков сама и выглядит человеком, который понимает, что делает. Ну а Карелина — Сергей Бондарчук-младший — в смысле внук Сергея Бондарчука и сын Федора Бондарчука.
Предсказуемым образом в «Чемпионах» вместо человеческих характеров — автоматы по добыче медалей, а казенные диалоги словно написаны пресс-службой департамента физкультуры и заверены в четырех инстанциях. Победы всех трех героев приходятся на 1990-е, время вообще-то непростое, интересное и визуально сильно отличающееся от современности. Но даже попыток воспроизвести вид и дух времени в «Чемпионах» никто не предпринимает: в кадр постоянно попадают вопиющие признаки современности; персонажи живут в каком-то условном гламурном безвременье.
В этом безвременье пребывает и (весьма условный) город Новосибирск, место, где живет и тренируется Карелин: удивительный русский медведь, цитирующий иностранным журналистам Черчилля.
Сюда засылают журналиста из Латвии, пьющего неудачника в работе и личной жизни, чтобы он взял у Карелина интервью. Как нетрудно догадаться, в этой поездке — побеседовав с Карелиным о Достоевском, поиграв с ним в борцовский баскетбол (нечто среднее между боями без правил и метанием ядра) и побегав с ним по (кажется, не существующей в Новосибирске) набережной, — журналист станет другим человеком. Хотя играющему Карелина младшему-младшему Бондарчуку ощутимо недостает харизмы, персонаж в итоге оказывается наименее плоским в фильме. Во-первых, просто потому что остальные два персонажа тут выточены плоскими на грани совершенства: и спортсменка-комсомолка-красавица Хоркина, и вообще лишенный каких-либо человеческих свойств — кроме скорости и хорошей обтекаемости — Попов. Во-вторых, потому что, судя по интервью, Карелин действительно неординарная личность. И — как и многие другие герои воспитательно-патриотических фильмов последнего времени — он определенно заслуживает менее скучного и более сложного кино.
Пока же лучшее вообще за последнее время, увлекательное, живое и цепляющее даже тех, кто вообще равнодушен к этой теме, кино про российских спортсменов сняли, как ни странно, в США — это прошлогодний документальный фильм «Красная армия» про звезд советского хоккея.
Оценка НГС.АФИША: 2 из 5
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru (1–4)