Джим Керри — голубой, а Юэн МакГрегор — еще голубее в вышедшей в прокат на прошлой неделе криминально-романтической комедии «Я люблю тебя, Филлип Моррис». История любви двух сокамерников в суровой американской тюряге вначале наводит на мысли о душераздирающей мелодраме. Но режиссерский дебют сценаристов циничной и похмельной новогодней комедии «Плохой Санта» никак не мог оказаться слащавым или чересчур приверженным хоть какой-нибудь морали.
Справка: «Я люблю тебя, Филлип Моррис» (США, 2009) — криминальная комедия о гомосексуалисте-аферисте, полюбившем своего сокамерника. Режиссеры и сценаристы — Джон Рекуа и Глен Фикарра («Плохой Санта»). В ролях — Джим Керри, Юэн МакГрегор. Бюджет — 20 миллионов долларов. Продолжительность — 100 минут.
Юэну МакГрегору уже приходилось целоваться с мальчиками — в фильме «Бархатная золотая жила» он играл человека, похожего на Игги Попа, который спит с человеком, похожим на Дэвида Боуи. А вот Джим Керри — по крайней мере, официально — делает это впервые. Герой Керри, Стивен Рассел, словно пародируя бертолуччевского «Конформиста», получил в детстве увесистую психологическую травму. И ради компенсации решил идеально соответствовать требованиям времени и общества. Он хороший коп, примерный отец, добропорядочный церковный прихожанин и преданный муж экзальтированной дурочки, еженощно докладывающей Иисусу все подробности ведения домашнего хозяйства.
Быстро обнаруживается, что гомосексуальная жизнь — во всяком случае, в том виде, в котором ее понимает перфекционист Рассел, — это как в анекдоте про заблудившегося туриста, который ищет российского консула в квартале красных фонарей: возможно, но очень дорого. Дороги модные штаны, карманные собачки тоже недешевы, а подарки загорелому и подтянутому бойфренду вообще сплошное разорение. Поэтому герой Керри становится аферистом, попадает в тюрьму и однажды в мелькании тюремных роб и крепких затылков замечает белобрысую челку и голубые глаза Филлипа Морриса (Юэн МакГрегор). Дальше, то припадая друг к другу, то разлетаясь в разные стороны, герои будут вытанцовывать старинный вальс «Украл, выпил, в тюрьму».
Сюжет радостно скачет из прошлого в будущее, иногда оборачиваясь обманкой, со звонким хрустом ломающей зрительские ожидания. Именно так и должен рассказывать свою историю взбалмошный герой Керри, который выдает реплику «Кстати, забыл сказать, я — гей» довольно нескоро. И только после того, как зрители застукают его шумно и энергично совокупляющимся со здоровенным усатым мужиком. В зале эта сцена вызывает взволнованное оживление, а американских прокатчиков она смутила настолько, что фильм у себя на родине выйдет только через месяц и со скрипом.
Тут, конечно, следовало бы написать, что «Филлип Моррис» — кино не для всех. Но по итогам просмотра оказывается, что, может быть, «не все» пойдут — но на самом деле фильм для самой широкой аудитории.
Это легкая и смешная комедия, в которой Керри снова доказывает, что он нормальный взрослый актер, а не гуттаперчевый мальчик, а МакГрегор вообще удивительным образом перевоплощается в нежное, по-женски зависимое и простодушное существо.
«Я получил конфетки, которые ты мне послал. Мне нельзя, потому что у меня диабет. Но я всё равно все съел».
А главное достоинство «Филлипа Морриса» в том, что его создатели, рискуя сборами из-за темы, не делают ставки на ее эксплуатацию. Это вовсе не автоматизированная слезовыжималка «Горбатой горы». Если заменить Юэна МакГрегора на, скажем, Скарлетт Йоханссон, сюжет пострадает чисто технически. Но не изменится суть истории, в которой муза не может понять душевный порыв художника (в данном случае гения двойной бухгалтерии) и тянет его в быт — но и сам художник временами тоже выглядит изрядным козлом.
Создатели «Филлипа Морриса» снимают просто романтическую комедию с криминальным уклоном, используя гей-тематику для освежения сюжетных поворотов, — а это, по сути дела, и есть самый симпатичный и человечный подход.
Не будь, скажем, герои геями — не удастся оставить влюбленных наедине на средней тяжести срок заключения в одной камере (танец за решеткой под вопли из других камер «Выключите музыку!» — из тех киносвиданий, которые западают в память). Сам жанр романтической комедии давно находится в довольно унылом состоянии, что доказал ворох фильмов под соответствующим лейблом, вышедший ко Дню святого Валентина. «Моррис» из всех «валентинок», идущих в кино сейчас, — самый оригинальный, остроумный и человечный.
Пересыпанный стебом и над геями, и над гомофобами (хороший стеб, как известно, не щадит никого), «Моррис» — кино доброе к своим персонажам и жизнерадостно аморальное — в хорошем смысле слова. На предназначенный для морали гвоздик создатели «Филлипа» повесили великолепно идиотскую мысль о том, что гомосексуализм вреден, потому что на него уходит слишком много денег.
Елена Полякова