NGS
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+8°

ясная погода, без осадков

ощущается как +5

2 м/c,

с-з.

763мм 37%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Культура Гага из Израиля

Гага из Израиля

В оперном театре выступили мускулистые танцоры баронессы де Ротшильд — женщины из зала устремились на сцену, скидывая туфли

Балетная труппа баронессы де Ротшильд приехала в Новосибирск из Израиля. 19 июня в оперном театре выступила «Танцевальная компания Батшева» (Batsheva Dance Company) со спектаклем Deca Dance. Рослые мускулистые танцоры вывели на сцену зрительниц из зала, раздевались и бились в конвульсиях. О тройном дне современного балета в израильской интерпретации — в материале НГС.РЕЛАКС.

«Батшева» — старейший танцевальный коллектив Израиля, который еще в 1964 году основала женщина, имя которой во всем мире звучит как синоним роскоши — баронесса Батшева де Ротшильд, внучка известного коллекционера XIX века Альфонса де Ротшильда. За его наследием гоняются завсегдатаи самых престижных аукционов. Достижения же балета его внучки менее известны широкой публике, однако профессионалы «Батшеву» уважают. Как-никак во главе баронесса де Ротшильд изначально поставила свою подругу — Марту Грэхэм, создательницу американского танца модерн. А нынешний руководитель балета — Охад Наарин, который возглавляет его уже более 20 лет, — признан The New York Times одним из пяти лучших хореографов мира.

В Москве «Батшева» дала два танцевальных спектакля, по регионам же повезла попурри из лучших номеров Deca Dance, посетив Воронеж, Петербург, Екатеринбург и Новосибирск.

Вот уже начало, 18:30, а по залу все еще ходят люди, и никто не торопится погасить свет. Меж тем на сцене причудливо дергается — как будто репетирует — темнокожий атлет в деловом черном костюме с белой рубашкой. Как будто сам с собой. И никто особенно на него не смотрит. До тех пор, пока так же — при свете и при виде рассаживающихся мельтешащих людей — не начинают рядом с ним выстраиваться и танцевать другие члены труппы. Всего их 17. Люди в зале начинают притихать.

Собравшиеся в черных костюмах танцоры рассаживаются по стульям, стоящим на сцене полукругом. Под музыку с нарастающим напряжением они подпрыгивают на стульях, будто их ударяет током, а потом, понурив голову, усаживаются вновь. Можно восхищаться потрясающей техникой владения своего тела, можно сконцентрироваться на том, что все 17 человек постепенно раздеваются, а можно сменить фокусировку взгляда и увидеть этот танец как медитацию, движение единого организма, который разрывает на части.

И одежда тут как оковы, а стулья (например, офисные) — как кандалы, к которым смиренно возвращаются люди каждый день, желая чего-то иного.

Собственно, современный балет в глазах неспециалиста — это что? Во-первых, отсутствие пышного оформления сцены и красочных костюмов. В основном труппы выступают в чем-то темном, неброском и, как правило, на пустой сцене, используя лишь минимум простых вещей — стулья, деревянные кубы, коробки. Во-вторых, это неожиданные действия — облиться водой, покурить, измазаться грязью, — это в современном балете любят, и именно такие моменты перечисляют друг другу зрители, рассказывая об увиденном. Ну и третье — никаких правил танца: за классическими движениями следуют фриковые подергивания, пантомима и акробатика. Кроме того, почти всегда, если зрителю удается абстрагироваться от этих уровней восприятия, наступает медитация — за чудаковатыми движениями и странными перемещениями начинаешь видеть общую картинку, из которой неожиданно на тебя наваливается и захватывает некий смысл.

Ты как будто начинаешь видеть сквозь стены и понимать без слов такое, о чем думаешь разве что только бессонными ночами или заикаешься в разговорах с самыми близкими своими друзьями.

После первого массового танца начались парные и групповые постановки — о мире мужчин и о мире женщин. Но смыслы, конечно же, каждый зритель увидел свои. Продуктивнее сказать о движениях. Танцоры «Батшевы» исполняют танец в манере, придуманной Охадом Наариным, которая называется «гага». К американской поп-звезде Леди Гаге она отношения не имеет. А суть «гаги» в том, чтобы танцевать, стараясь слушать внутреннюю энергию различных частей тела — и непременно без зеркала.

Быть дикими и честными, как дети, говорящие первое «агу» (собственно, «гага» Наарин и выбрал по принципу сходства с «агу»). Удивительная пластика на стыке техники, страсти и воображения — примерно так выглядит «гага».

Прикоснуться к страстной дикости «Батшева» предложила и новосибирским женщинам. В середине выступления одетые снова в черные костюмы и шляпы танцоры — и мужчины, и женщины — спустились в зал, и каждый из 17 выбрал себе партнершу. Чинно вывели стесняющихся дам на сцену — и понеслось: кто-то бесновался, раскидывая руки, кто-то ползал у ног избранницы, другой поднимал ее и кружил.

Смотрелось весьма впечатляюще, как нарядные, в платьях в пол, женщины разувались и, поддаваясь очарованию «гаги», пускались в дикий пляс.

Позже несколько встреченных в фойе участниц интерактива признавались, что страх сцены прошел мгновенно — такая мощная энергия уверенности шла от танцоров. После дикости пришла череда нежности. Под известную песню Dean Martin «Sway» пары тесно обнялись и пошли уже другие танцы.

Собственно, этот захват зрителя, наверное, и стал основным отличием выступления «Батшевы» от гастролей других и даже более известных трупп современного балета, которые за последнее время порадовали новосибирского зрителя. За последние полгода в оперном выступил сначала нью-йоркский балет Complextions, который востребован от La Scala, Большого и Мариинки до Cirque du Soleil, а также сотрудничества с поп-звездами Мадонной и Принсом. Потом потрясший своей необычностью и психологичностью спектакль «Где-то» от немецкого балета Renegade с участием танцовщицы из театра легендарной Пины Бауш.

Всё это явления не сопоставимые друг с другом, но для обывателя всё это в целом — современный балет. И действительно здорово, что такие разные образцы современного танца можно увидеть, не выезжая из Новосибирска, — так здорово, что даже не укладывается в голове. Правда, прикоснуться к современному искусству ходят в основном заядлые театралы с многолетним стажем, которые потом смущенно признаются, что не слышали об этих артистах раньше, а пришли, потому что ходят на всё и интересуются всем. Помимо них в фойе встречаются еще молодые танцоры, которые сами занимаются и выступают — в жанре от латины до клубных танцев. Случайного зрителя на современном балете встретишь редко, а меж тем это и правда ни с чем не сравнимый опыт — групповой философской медитации, и способ не только восхититься танцем, но и заглянуть внутрь себя.

Зинаида Кузнецова

Фото Ольги Бурлаковой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления