Прокуратура пытается оспорить итоги приватизации санатория «Краснозерский». Предприятие в прошлом году заработало рекордную прибыль, а всего за последние пять лет акционеры могли получить больше 90 миллионов рублей. В самом санатории говорят, что нынешний владелец купил акции законно и на аукционе, а прокуратура обосновывает свои претензии, ссылаясь на законы времен СССР. В ситуации разбирался обозреватель НГС.
Чем недовольна прокуратура
1 августа Арбитражный суд Новосибирской области удовлетворил иск о принятии обеспечительных мер на акции АО «Санаторий Краснозерский». Иск был подан прокуратурой Новосибирской области, которая пытается оспорить передачу акций предприятия в частные руки еще в 2008 году.
Тогда региональный департамент имущества и земельных отношений продал акции только что созданного АО «Санаторий Краснозерский» его руководителю Владимиру Курнявкину. Теперь прокуратура пытается доказать, что нынешняя владелица акций Елена Курнявкина (вдова Владимира Курнявкина, который скончался в 2013 году) владеет ими незаконно, и требует зачислить эти акции на лицевой счет даже не регионального правительства, а Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Одновременно с исковым заявлением прокуратура заявила ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на акции АО и запрета на любые изменения в реестр акционеров. Смысл таких действий в том, чтобы владелец активов не смог их продать или заложить, пока идет тяжба по основному иску. Ходатайство судом было удовлетворено, с делом по существу ему еще предстоит разобраться.
Прокуратура считает, что имущественный комплекс санатория приватизировали «на основании решений неуполномоченных должностных лиц». В качестве третьей стороны к делу привлекли Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.
Что представляет собой «Краснозерский»
Санаторий был построен в 1965 году в окрестностях села Краснозерского в западной части Новосибирской области, примерно на полпути между Кочками и Карасуком. В 2007 году предприятие акционировали — точнее, просто передали имущественный комплекс созданному АО «Санаторий Краснозерский». Сейчас в санатории порядка 400 мест разного класса — от «стандарта третьей категории» по 3100 рублей с человека в сутки до «виллы премьер», которая обойдется в более чем 13 тысяч рублей.
Судя по данным «Контур.Фокуса», АО «Санаторий Краснозерский» — это вполне успешный бизнес. В прошлом году предприятие получило 42,5 миллиона рублей чистой прибыли при выручке в 275,1 миллиона рублей. Это лучший показатель в истории предприятия — в 2022 году чистая прибыль лишь немного превысила 12 миллионов рублей, в 2021 году не дотянула до 29 миллионов рублей, а до этого санаторий зарабатывал существенно меньше. Для сравнения: выручка в 2007 году (последний год существования в форме областного ГУП) выручка предприятия составила 84 миллиона рублей, чистая прибыль — 1,7 миллиона рублей.
Предприятие было на хорошем счету у областных властей. «Краснозерский» несколько раз получал средства из Фонда микрофинансирования Новосибирской области — от 1 до 3,3 миллиона рублей. На эти средства отчасти были построены новые домики в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» — эта часть санатория, получившая название «Экопарк "Поляна"», начала работать в июле этого года.
Довольно активно санаторий работал и по государственным контрактам: только за последние 12 месяцев сумма превысила 35 миллионов рублей, общая же сумма поступлений по контрактам приблизилась к 630 миллионам рублей.
По всей видимости, у чиновников законность приватизации не вызывала вопросов. А в мае 2020 года главного врача и владелицу санатория Елену Курнявкину даже назначили на должность главного специалиста по санаторно-курортному лечению Новосибирской области.
Елена Курнявкина является также единственной владелицей компании «Ресурс», которая в 2012 году выкупила на аукционе акции АО «Санаторий Доволенский» в соседнем районе. Сейчас это тоже рентабельное предприятие: чистая прибыль в прошлом году составила 12,2 миллиона рублей. Санатории, кроме владелицы, объединяет также один телеграм-канал.
Позиция владельцев «Краснозерского»
В офисе АО «Санаторий Краснозерский», куда НГС обратился за комментарием, ответ согласились предоставить письменно без указания имени конкретного должностного лица как позицию руководства компании в целом. В ответе сказано, что претензии прокуратуры «основаны на нормативно-правовых актах 30–60 гг. прошлого века». То есть, по сути, прокуратура оспаривает даже не законность покупки акций как таковой, а, скорее, факт продажи их областными властями.
— Прокуратура утверждает, что ответчик должен был знать, что Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области на протяжении длительного времени неправомерно владел санаторием и выступал в роли собственника. При этом сделка по приватизации проведена с соблюдением закона, обязательства покупателя по оплате выкупаемого имущества были выполнены в полном объеме, деньги уплачены в бюджет Новосибирской области, — отметили в санатории.
В компании уверяют, что при совершении сделки никто и подумать не мог, что санаторий как актив принадлежал не региональному правительству, а федеральному ведомству.
— Санаторий никогда не являлся федеральным, а потому запрет на его приватизацию отсутствовал, — объясняют в «Краснозерском». — Федеральные средства никогда не вкладывались в санаторий, не приобреталось оборудование, материалы, строительство велось за счет средств района и области, методом народной стройки колхозов и совхозов для оздоровления работников сельского хозяйства.
Что думают эксперты
Управляющий партнер адвокатского бюро «Гребнева и партнеры» Ирина Гребнева отмечает, что дело «Краснозерского» отнюдь не уникально — подобные сейчас рассматриваются «десятками, а может быть, уже и сотнями».
Прокуратура заявляет о том, что при приватизации предприятий были допущены нарушения. Как правило, под нарушениями понимается то, что решение о приватизации было принято «неправильными органами». Например, как это происходит и в деле «Краснозерского», это сделали местные органы власти, а должны были, по мнению прокуратуры, — федеральные.
— Конечно, такие иски вызывают недоумение, потому что судами игнорируются нормы исковой давности: обычно после такой приватизации прошло уже 30 лет. На сегодняшний день только один раз Верховный суд высказался о том, что судами неправильно применена норма исковой давности. Потому что смешно говорить о том, что государство не знало, что у него был актив в течение 30 лет, не интересовалось его судьбой и узнало о каких-либо нарушениях только в момент подачи иска, — говорит Ирина Гребнева.
Директор информационно-аналитического агентства «Центр деловой жизни» Андрей Кузнецов считает, что хотя тема пересмотров итогов приватизации давно звучит на федеральном уровне, государство пока не посчитало нужным сформулировать четкие правила, на которые мог бы ориентироваться бизнес.
— Правоприменительная практика складывается так, что аргументы частных собственников проигрывают перед напором прокуратуры, настаивающей на незаконности обстоятельств приватизации, — заметил эксперт. — На общем фоне можно заметить, что санаторно-курортная отрасль пользуется особым вниманием силовиков. Правда, до сих пор оно фокусировалось в основном на юге России, где несколько лет серийно идет процесс национализации санаториев и домов отдыха, приватизированных в девяностые и нулевые. Наработанная там практика может распространиться и на другие регионы.
Владелицу «Краснозерского» подозревают в незаконном получении акций предприятия, которое и образовано было якобы незаконно. А вот у новосибирского девелопера ЗАО «Труд» конфликт произошел между совладельцами компании. О том, что там посходит сейчас, читайте в материале корреспондента НГС Эмиля Фукса.
Стоит отметить, что новосибирские санатории чувствуют себя по-разному. Одни, как «Краснозерский» и, например, «Карачинский», процветают, другие, как «Речкуновский», уже и не помнят на своей территории отдыхающих.
Главные новости Новосибирска и страны — в Телеграм-канале NGS.RU. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе событий.