Открыть свое дело и перестать «работать на дядю» хотят многие, но решаются далеко не все. Особенно сейчас, когда экономическая ситуация стала менее стабильной, люди начали чаще откладывать свои планы, считая, что лучше сохранить стабильную работу в найме. Однако есть форматы, которые повышают шансы на успех бизнеса.
Опыт предпринимательницы Марины Данильчак, владелицы двух магазинов «Фасоль» в Новосибирске, доказывает, что даже во время кризиса можно успешно заниматься бизнесом и строить планы расширения. Женщине 54 года, она замужем и имеет двоих детей.
Торговая сеть современного формата «Фасоль» является франчайзинговой программой компании METRO, которая на данный момент объединяет под единым брендом более 1700 магазинов независимых предпринимателей по всей России. Франшиза позволяет без потери коммерческой независимости получить множество преимуществ для бизнеса: от современного оформления, планировки магазина и готовых решений по оборудованию и IT до рекомендаций по мерчандайзингу. Открыть магазин «Фасоль» можно с инвестициями от 500 000 руб.
— Как вы пришли к тому, чтобы заниматься продуктовым ретейлом?
— У меня высшее образование в сфере торговли, я товаровед, но, правда, промышленных товаров. Так сложилось, что после окончания института по распределению я попала в продукты и так всю жизнь и работаю в торговле. После расформирования организации, где я трудилась, решила открыть собственное дело.
— Вы создали первый магазин с кем-то из друзей или партнеров?
— С мужем. Мы учились на одном потоке и решили вместе открыть свое дело. У нас семейный бизнес, мы вдвоем учредители.
— Расскажите, почему решили выбрать ведение бизнеса по франшизе?
— Я родилась в Алтайском крае, там же жила и училась, так что начинала свою предпринимательскую деятельность именно там. На Алтае у нас с мужем шесть магазинов в собственности. Так как это родной для нас край, не было необходимости прибегать к сторонней помощи, поэтому здесь мы ведем бизнес самостоятельно. В какой-то момент пришла идея открыть магазин в Новосибирске, расширить территорию присутствия. Поскольку мы не знали рынок, не понимали, какие клиенты, какие у них потребности, что с конкурентами, какие есть поставщики, решили обратиться к METRO за поддержкой. И мы одни из первых открыли франшизу «Фасоль» в Новосибирске в 2017 году.
— Не страшно быть первыми?
— Нет, я сама предложила на одном из мероприятий: давайте уже в Новосибирске тоже «Фасоль» открывать. Принцип работы нам был понятен, но были неизвестны поставщики, портрет клиента. Поэтому положились на опыт коллег.
— А вы рассматривали еще какие-то варианты франшизы?
— Нет, потому что мы давно с METRO — закупаем у компании товары для магазинов на Алтае, знакомы с их принципами работы и ассортиментом, поэтому сомнений в выборе франшизы не было.
— Франшиза вас ограничивает в чем-то или это больше про возможности?
— Я не чувствую каких-то существенных ограничений, ассортимент я сама выстраиваю, при этом, как франчайзи, я получаю скидки на закупку в торговых центрах, цены действительно ниже, что особенно ощущается в последние полгода.
— Магазины в Новосибирске вы создавали с нуля. Насколько сложно открываться полностью без какой-либо базы?
— Я бы сфокусировалась на положительных моментах: ты сразу делаешь магазин под себя таким, каким ты хочешь его видеть, не нужно ничего переделывать, сразу всё качественно и как нужно. Сложно это делать в незнакомой локации, но тут нам помогли сотрудники франшизы. Первое время после открытия мы узнавали своих клиентов, адаптировали ассортимент под их потребности. Алтайский край и Новосибирская область, как мы сейчас поняли, существенно отличаются по запросу покупателей.
— Расскажите поподробнее про новосибирского покупателя. Какой он?
— Он более избирателен в выборе продуктов, больше следит за своим здоровьем, старается правильно питаться. Конечно, новосибирские покупатели более состоятельные по сравнению с клиентами Алтая.
— Как вы справляетесь с вызовами текущего времени, конкурентами, большими игроками?
— Наверное, большие изменения стали происходить с момента начала пандемии, клиенты стали активно пользоваться доставкой. Жизнь вносит какие-то коррективы, а мы стараемся подстраиваться под покупателя и меняться. Самая большая проблема — это дефицит кадров. Люди привыкли работать на удаленке и теперь ищут такие варианты работы, а ретейл этого не подразумевает.
— Как вы формируете коллектив в такой ситуации?
— В Новосибирске в двух магазинах у меня работает двенадцать человек. В каждой точке свой управляющий, который выполняет роль администратора и товароведа, а также продавцы. Конечно, лучшая мотивация для любого работника — это деньги. Поэтому я стараюсь держать зарплату на уровне рынка. Средний заработок продавца в сетевом магазине — 30 000–35 000 рублей, у нас он примерно такой же. При этом нужно понимать, что работы в сети гораздо больше, потому что больше площадь, поток клиентов, в этом смысле мы немного выигрываем. У нас хороший сплоченный коллектив, что тоже немаловажно в работе.
— А как справляетесь с крупными сетями, в чем вы лучше?
— С сетями мы конкурируем ассортиментом. Мы понимаем, что не можем конкурировать, например, в категории охлажденного мяса и рыбы, но нашли другую нишу. Мы заводим такие позиции, которые невозможно найти в сети. Основной фокус на кондитерских изделиях и готовой еде. Например, в новом магазине мы поставили стойку, где можно взять кофе Rioba, разогреть в микроволновке купленную у нас еду и перекусить, отдохнуть. Этим мы и отличаемся.
— Это кулинария или готовые упакованные блюда?
— У нас только упакованные блюда: сэндвичи, различные роллы, гамбургеры, вторые блюда, начиная от шницелей, котлет с различными гарнирами, заканчивая пиццей. Сейчас очень популярны онигири. Также мы сами выпекаем хлеб, например, чиабатты, лепешки с ветчиной, круассаны.
— Расскажите о своем свободном времени, вы отключаетесь от работы или всё время в ней?
— Собственный бизнес — это когда ты 24 часа в сутки думаешь о нем, даже если не находишься на работе. Строишь планы, думаешь, что можно сделать нового. Кто в бизнесе давно, те всё прекрасно понимают. От этого невозможно отключиться, это не занятость в найме, когда в шесть часов можно встать и уйти и больше не думать о работе.
— А как вы сами ходите за продуктами? Включается профессиональный взгляд и думаете, что можно изменить и улучшить, или получается переключаться?
— Ой, я не могу переключаться, постоянно руки тянутся поправить полку. В основном я закупаюсь в своих магазинах, так я понимаю, чего не хватает клиентам. Если вижу, что я бы купила какой-то определенный товар, а у меня его нет, то стараюсь его заводить. Конечно, я посещаю и другие магазины, гипермаркеты, там я не только совершаю покупки, но и параллельно мониторю цены.
— Может быть, у вас есть какой-то еще бизнес, скажем, для души: маникюрный салон, парикмахерская?
— Нет, нет, нет, этим просто некогда заниматься.
— А на хобби хватает времени?
— Да, у меня есть хобби, но я немного привязываю его к своей работе. Я занимаюсь китайской метафизикой: фэншуй, ба-цзы, ци-мень. Всё это про организацию жизненного пространства, гармонию, энергетику и жизненную философию.
— Расскажите о ваших планах на будущее.
— Как говорится, хочешь рассмешить Бога, расскажи о своих планах. Поэтому я поскромничаю. Нужно сначала сделать, а потом говорить. Мне кажется, сейчас такое время, когда нужно остаться на том, что есть, и уделить этому большее внимание. От роста количества магазинов ты не всегда можешь получить результат, какого хотелось бы. Открывать новые точки нужно таким образом, чтобы не только была дополнительная прибыль, но и чтобы это работало на развитие уже существующих магазинов.
ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ», business.myfasol.ru.