Сергей Мавроди перезапустил свой проект МММ и начал рекламную кампанию в Новосибирске. Финансист все активнее вербует новых участников своей финансовой пирамиды. Потенциальных участников не останавливают ни печальные финалы предыдущих начинаний финансиста, ни предупреждение «апокалипсис неизбежен» из уст самого Мавроди — корреспондент НГС.БИЗНЕС разбирался в причинах.
Рекламный баннер МММ появился на заметном месте в справочнике 2ГИС, обнаружил корреспондент НГС.БИЗНЕС, воспользовавшись ресурсом в качестве рядового пользователя.
В компании «ДубльГИС» не стали комментировать появление рекламного баннера и условие его размещения. В списке организаций, размещенных в справочнике, МММ значится как «МММ — сберегательные кассы» (с федеральным телефоном на 8-800 в качестве контактного номера) и не входит ни в одну из рубрик финансовой тематики. На сайте МММ, на который ведет баннер, нет информации о новосибирском офисе.
В начале года Мавроди был скромнее в выборе каналов для коммуникации — он использовал SMS-рассылки на мобильные номера горожан и интернет-мессенджеры типа Viber и WhatsApp.
На своем сайте Мавроди в течение трехминутного ролика рассказывает, как стать участником пирамиды, а также сообщает, что по сути это «кассы взаимопомощи». Финансист предлагает начать с небольшой суммы. «Вы поймете, как все работает, и после этого сделаете свободный выбор. Может, 30 % в месяц — вам и не нужны».
Условия предельно просты — каждому участнику МММ предлагает 30 % в месяц плюс бонусы — по 10 % от каждого приведенного. Воспользовавшись калькулятором, можно посчитать, что 100 руб. через 12 месяцев превратятся в 2300 руб., 20 тыс. руб. — в 466 тыс., а 43 тыс. — в миллион.
«Если организация получает доход за счет финансовых поступлений от новых вкладчиков, то это повод для проверки со стороны контролирующих организаций — таких, как Росфинмониторинга и УФАС», — убеждена управляющий партнер фирмы «Гребнева и партнеры» Ирина Гребнева. «МММ широковещательно заявляет о потрясающих воображение показателях доходности, что противоречит статье 28 закона о рекламе, где черным по белому говорится, что реклама финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности доходности вложений», — соглашается с Гребневой управляющий партнер юридического агентства ЭКВИ Кирилл Кузнецов.
Организация действует совершенно законно, возражает на своем сайте Сергей Мавроди. Он отмечает, что в российском законодательстве определения финансовых пирамид до сих пор не дано.
Правда, соглашается Мавроди, в соседнем Казахстане, где МММ также работает, закон о финансовых пирамидах недавно был принят. «Но мы под него совсем уж не подпадаем, — утверждает Сергей Мавроди. — Там речь об "организаторах сборов денег" каких-то идет, в пользу которых всё и привлекается. А у нас в МММ все расчеты и все движение денег происходит исключительно между друг другом». Условная денежная единица, в которых происходят расчеты между вкладчиками, так называемая «мавро», не подпадает под законы, утверждает Мавроди. «То, что это слово иногда употребляется в объяснениях, с точки зрения закона ничего ровным счетом не значит. За мавро нельзя купить или продать какие-либо товары. Поэтому мавро не являются и "другим денежным средством или денежным суррогатом", запрещенными на территории РФ», — рассуждает он.
МММ — организация с серьезным послужным списком. Клиентами самой первой пирамиды МММ в 1994 году стали около 15 млн человек. С 1997 по 2003 год Мавроди был в розыске, а 31 января 2003 года он был арестован, ему было предъявлено обвинение в мошенничестве, уклонении от налогов, а также в организации подделки документов. Он был приговорен к 4,5 годам лишения свободы. После выхода на свободу в мае 2007 года Мавроди организовал еще несколько пирамид, которые он сам, не скрывая, так и называл.
«Как бы ни ругали Мавроди, необходимо признать его талант как менеджера и организатора, — подчеркивает президент Новосибирского банковского клуба Владимир Женов. — Так чувствовать психологию потенциальных клиентов, атмосферу, которая царит в обществе, играть на пороках рядовых потребителей!.. Ему нет равных в этом».
Председатель совета директоров НПФ «Сибирский сберфонд» Александр Лубенец обращает внимание, что в качестве противоядия краху пирамиды Мавроди выдвигает идею, что если пирамида распространится до всемирного масштаба, то она переродится в «нечто новое». По мнению Лубенца, эта идея «весьма мутно аргументирована», тем не менее она действует на умы и привлекает новых клиентов.
Директор Регионального экспертного бюро (специализируется на судебно-психиатрической экспертизе) Станислав Граховский отмечает, что в последние годы новыми адептами пирамид становятся те, кто разочаровался в деятельности банков и других легальных финансовых институтов. «Узнав на собственном опыте, какими астрономическими процентами оборачиваются полученные в банке кредиты, человек предпочитает уйти в другую реальность — туда, где есть легкие, пусть и суррогатные, и очень рискованные деньги.
Но большинство участников подобных пирамид — вовсе не новые клиенты, а постоянные члены. В попытке обрести удачу, а именно — войти в самом начале создания очередной пирамиды и "соскочить" до момента ее крушения — они будут играть вновь и вновь», — подчеркивает эксперт.
Новосибирские консультанты МММ, телефоны которых удалось найти на сайте, затруднились с ответом на вопрос, насколько велик приток новых вкладчиков, и не смогли описать, какое количество клиентов у организации в городе. Консультант Татьяна Федорова уточнила лишь, что видит рост вкладчиков, активно работают и те, кто уже давно вошли в МММ. «Их уже не пугают рестарты, потому что они понимают, чем эти рестарты бывают обусловлены», — добавила она.
Яна Янушкевич
Фото РИА Новости, Илья Питалев