По данным «Авито Авто», в Новосибирской области за июль — август 2023 года продажи электрокаров в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросли на 500%. Самой востребованной моделью стала Zeekr 1, выпускаемая китайской компанией Geely Automobile — такой автомобиль предпочли 15,6% покупателей электрокаров в регионе. Средняя цена электромобиля с пробегом в Новосибирской области составила 5 миллионов рублей. Корреспондент НГС пообщалась с владельцами электрокаров и выяснила, насколько удобно иметь такую машину в Сибири, какие есть плюсы и подводные камни у таких машин.
«Заряжаем раз в неделю»
Семья сибирячки Ольги приобрела электрокар Volkswagen ID.6 за 4 миллиона рублей. Автомобиль выпустили в 2021 году, в 2022 году его пригнали в Россию через Киргизию. Сибирячка призналась, что ее семья осталась довольна выбором и ни на один день не пожалела о покупке. Прежде чем решиться на покупку, семья изучала группы в Telegram и отзывы на выбранную модель.
Ольга отметила, что они одни из первых в Новосибирске купили такой электрокар — в том числе из любопытства. По ее мнению, машина по удобству и опциям не уступает топливным авто.
— Заряда хватает на 500 км, заряжаем раз в неделю дома от розетки на 220 В. На вопрос по поводу морозов сразу хочу ответить, что она прекрасно себя ведет даже в минус 40. Садишься в машину, и греть не надо — в салоне через 2 минуты тепло, так как стоит фен. По проходимости в снег тоже не отличается от топливной, так как вся ходовка (ходовая часть транспортного средства. — Прим. ред.) аналогичная и мощи хватает. Просто плюс 1000 рублей в месяц к счету на электроэнергию, — отметила Ольга.
«Для города отличный вариант, а с сегодняшними ценами на топливо "электричка" идеальна»
Не уступает электрокар топливным аналогам, по мнению его владелицы, и по наполнению. Женщина для примера сравнивает Volkswagen ID.6 и Volkswagen Touareg: машины ничем не отличаются, утверждает она, — у них одинаковые опции, подогревы, слепые зоны, парктроники (система, устанавливаемая на автомобили и предназначенная для предупреждения водителя о возможных препятствиях, которые находятся сзади или сбоку). Некоторые элементы, по мнению сибирячки, в электрокаре выполнены даже более интересно.
Женщина отмечает, что ее семья передвигается на электромобиле исключительно по Новосибирску. Для дальних расстояний владельцы электрокара предпочитают обычный топливный автомобиль, но такие выезды для них редкость.
Также Ольга отметила, что для многих автовладельцев электрокар — некая диковинка. Ее знакомые активно интересуются темой электромобилей, но боятся приобретать такую машину себе.
— По мнению большинства, электромобиль только и делает, что стоит на зарядке, съездить на ней можно только до ближайшего магазина — и опять на зарядку, — говорит она. — Для примера: в Китае уже около 80% транспорта, включая мопеды, — на электричестве. Но стоит отметить, что у них развита система зарядок — они практически на каждом углу и выдают не 220 В, а минимум 380, что ускоряет процесс зарядки в разы.
Также, по словам сибирячки, люди из ее окружения боятся самой батареи, а точнее, ее выработки: стоит она довольно дорого, и многие переживают, что в случае выхода ее из строя придется вложить много денег. Но, по мнению Ольги, такое случается довольно редко.
— На практике еще ни у кого такого не было, но все уже смоделировали в голове эту проблему, — улыбается Ольга.
Для такси не подходит
А вот водитель такси со стажем Роман остался недоволен экологичным автомобилем. По словам мужчины, такой транспорт подходят для использования исключительно в теплое время года. Его приобретением стал Еvolute i-pro — электрический седан, который создан российскими специалистами на базе китайского Dongfeng Aeolus E70. Автомобиль производят в цехах завода «Моторинвест» в Липецке, а впервые о нем мужчина узнал в Хакасии.
— В Абакане вызвал такси, приехал Еvolute i-pro. Я был в шоке от того, какой он тихий и как плавно едет, загорелся идеей покупки такого авто. Дилера у нас нет — поехали в Красноярск. На тот момент с учетом субсидии от государства его можно было взять за 1,95 миллиона рублей. Почти даже решился на покупку в кредит, но в итоге решил всё обдумать и поехал домой. Уже дома случайно в интернете наткнулся на новосибирский парк, который сдает в аренду такие автомобили под такси. Уже на следующий день я был за рулем, — вспоминает сибиряк.
Эксплуатировать машину летом было сказкой, говорит Роман. Заряжал он ее дома: мужчина живет в частном доме и просто вывел на улицу розетку с отдельным автоматом. Процесс зарядки в среднем занимал 6–8 часов.
— Цена на электроэнергию у нас 2,6 рубля за киловатт, в среднем один заряд потребляет 40 киловатт — то есть одна зарядка мне обходилась примерно в 100 рублей. При этом на одном заряде летом я проезжал не меньше 350 км. Я даже использовал кондиционер, никак себя не ограничивая, — рассказал Роман. — Но наступила осень, и в холодные дни при активном использовании печки пробег упал до 200–250 км в день — и это притом, что еще не было особых морозов. Это стало для меня критичным, так как работа в такси предполагает средний пробег 200–250 км за смену.
По городу на электрокаре можно передвигаться — есть где зарядиться. На трассе же это может стать настоящей проблемой. В городе, утверждает Роман, есть около 30 зарядных станций, но все они отличаются по скорости заряда. Сибиряк старался использовать станции от 50 киловатт и выше, а таких порядка 15 штук.
— По городу один заряд занимает около часа: присутствовать необязательно, всё работает через приложение в телефоне. Машину подключил, запустил зарядку, и можно пойти погулять, перекусить. Станции распределены неравномерно: на левом берегу их очень мало, быстрая на левом вообще всего одна и еще одна — в Оби. Удобно в «Мегу» ездить за покупками: там бесплатная зарядка, но она медленная — по сути, обычная розетка. Пока гулял с семьей, машина примерно на 100 км пробега зарядилась за два с небольшим часа. Короче, это чисто городское авто, — считает новосибирец.
Практика показала, что если заряжать машину на платных мощных зарядках, уходит около часа — это вело к дополнительным расходам. Киловатт на зарядных станциях стоит 15–18 рублей, и те же 40 киловатт энергии обходились минимум в 600 рублей, что уже сопоставимо с машиной, например, на газу. Перед зимой в машине установили автономный отопитель салона, работающий на бензине.
За город на этой машине ехать рискованно. Роман рассказал, что его знакомый ездил в Томск, и заряда ему хватило, но уехать куда-то дальше не получится. На трассах зарядок нет, а если напроситься к кому-то подключиться к обычной розетке, это отнимет минимум 6 часов.
Последней каплей, по словам Романа, стало то, что от обычной розетки на улице зимой автомобиль не зарядить — гараж у мужчины пока только в планах. Так что покупать подобный электрокар он рекомендует с автономным отопителем (производитель устанавливает его бесплатно) и при наличии теплого гаража.
При этом Роман считает, что в использовании от обычного автомобиля электрокар практически не отличается. Он заметил, что такие машины очень быстро разгоняются — гораздо шустрее бензиновых собратьев.
— В сухом остатке я, конечно, к покупке сильно охладел. Живем в Сибири, и холодно здесь 7 месяцев в году. Но я продолжаю общаться с ребятами, которые ездят на таких автомобилях, — очень интересно, как они переживут зиму. Совсем идею с покупкой я не оставил, но себе пока взял обычную машину, — резюмировал Роман.
«Кот в мешке»
Автоэксперт, руководитель новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России (ФАР) Вячеслав Ашурков уверен, что будущее у электрокаров в России несомненно есть, но на это нужно определенное количество времени. Сейчас нет в достаточном количестве электрозаправок, и сегодняшние технологии не позволяют осуществить зарядку авто быстро.
— Плюсы владения таким авто в том, что что ты заправляешь его не бензином и дизтопливом, а электроэнергией, что на порядок дешевле. Но есть и минусы: достаточно много времени занимает зарядка. Кроме того, очень сложно найти заправки с такими зарядками, особенно за городом. При этом если для заправки обычной машины надо потратить 5–10 минут, то для заправки электромобиля требуется минимум 20 минут. А чем быстрее у них идет зарядка, тем сильнее ток, в результате чего срок эксплуатации батареи сокращается сильнее по сравнению с зарядкой более длительной. При этом стоимость батареи электромобиля может достигать 60% от стоимости автомобиля, — объяснил Вячеслав Ашурков.
При этом, по его данным, одна из компаний, владеющих электрическими сетями, планирует развивать электрозаправки для автомобилей не только в городе, но и за городом. Это приведет к снижению рисков остаться без топлива вне города, а значит, в конечном итоге — к увеличению числа счастливых собственников электромобилей.
Вячеслав Ашурков сравнивает ситуацию с развитием автомобилей на газу: его экономнее было использовать в поездках на дальние расстояния, но на трассах газовых заправок не было. Спустя 10 лет их стало гораздо больше за городом, и люди получили возможность ими пользоваться.
Напомнил автоэксперт и о том, что электрокары, как и гибриды (автомобили, использующие для привода ведущих колес более одного источника энергии: например, электроэнергию и бензин), стоят обычно дороже бензиновых и дизельных аналогов. Вместе с тем сейчас в стране большой выбор китайских автомобилей-гибридов или полностью оснащенных электрической системой. Правда, пока неизвестно, как они себя поведут в сибирских условиях.
— По сути, это опять кот в мешке. Поэтому в ближайшем будущем электромобили не смогут полностью заменить автомобили на бензине или дизеле, — считает эксперт.
Ранее НГС писал о том, как житель Новосибирска поссорился с сотрудниками АЗС. По словам мужчины, они пролили топливо.