![](https://n1s1.hsmedia.ru/78/08/7c/78087c79d6ee66bc1df7e0f0daef2e8a/656x438_1:5593_91dcb0f12d6b15559ca278232878bfc9@2999x2000_0xGkkpellG_5813619702850941021.jpg.webp)
В Новосибирске снова резко выросли цены на газовых автозаправочных станциях. В марте цена за литр газа дошла до 30 рублей 90 копеек. Тогда эксперты объяснили это ростом цен на бирже. После этого цены на газ нормализовались. Но с конца июля ситуация на рынке газового моторного топлива резко поменялась — ценники начали драматично увеличиваться. К середине августа цена голубого топлива достигла исторических отметок в 35 рублей 50 копеек. Что будет дальше и когда заправляться газом вновь станет выгодно — узнавала журналист НГС Алина Каур.
Автомобилисты, которые модернизировали свои машины и установили газобаллонное оборудование, недовольны, ведь они пытались сэкономить. А ситуация обернулась иначе.
В середине прошлой недели, по данным на 10 августа, газовое топливо на разных заправках стоило от 29 рублей до 30 рублей 40 копеек.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/93/1b/72/931b72b998e3f7d6f5c46f8aaf520707/656x492_1:5593_298a2f5887a423f63137e81991a98618@1280x960_0xfz5AMVPY_7204237795750351880.jpg.webp)
Сейчас цена голубого топлива выросла до 34 рублей 90 копеек за литр и догоняет бензин (АИ-92 стоит в пределах 44–45 рублей за литр).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2c/ad/2a/2cad2a714c75a7bbe5bc33205061aa6e/656x438_1:5593_25c76812768c8fad2199293541cd3b7e@2999x2000_0xciO2c4ZK_9405804802169693446.jpg.webp)
«Рынок находится в подвешенном состоянии»
Житель Новосибирска Павел Такаев заметил, что этим летом цены на пропан-бутан неоправданно высокие.
— Обычным потребителям сейчас кажется, что газ просто дороговат. Но те, кто в газовой области работает профессионально, понимают: всё на грани коллапса. Прошлым летом газ стоил 13–14 рублей за литр. Ведь летом цена понижается за счет падения транспортных расходов. Если зимой всё перевозится фурами, летом к нам везут газ по реке Томь. За счет этого падают расходы на логистику и уменьшается конечная стоимость топлива. У нас же наоборот — цена опять подскочила, — негодует мужчина.
По его наблюдениям, цены на газовое топливо подняли ровно на рубль одновременно на всех АГЗС. Спустя неделю цены вновь выросли.
— Пропан-бутан — это коммерческий газ. Он дешевле, чем метан. Люди, которые занимаются перевозкой продуктов, лекарств и пассажиров, практически все ездят на пропан-бутане. Соответственно, при росте цен больше чем на 80% по сравнению с прошлым годом люди находятся в недоумении. Рынок находится в подвешенном состоянии, закрываются станция за станцией, установок новых нет. Если сейчас они все перейдут на бензин, то абсолютно все потребительские сферы подрастут многократно, — считает Павел Такаев.
В конце июля мужчина обратился в прокуратуру с просьбой проверить, почему повышаются цены на газовое топливо. Тогда цена за литр газа составляла около 25–27 рублей за литр. Но с того времени голубое топливо подорожало еще.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f7/82/31/f78231b04f7c6ec855d911e3cb0d27d2/394x700_1_49b2506d7c3ac38145a2e8c0319a1a4e@720x1280_0xE0ClpmyZ_4585827972448000847.jpg.webp)
Рост цен на бирже
Мы попросили прокомментировать повышение цен компании, которые занимаются розничной продажей пропан-бутана. ООО «СибГаз» и ООО «СибАвтоГаз» не ответили на письменный запрос.
Коммерческий директор сети заправок «ГазОйл» Виктор Тельцов рассказал журналисту НГС, что компания вынуждена поднять цены, и повышение может продолжиться.
— Единственная причина подорожания — рост цен на бирже. В 2019 году цена на бирже на этот продукт составляла 12,9 тысячи рублей за тонну. В 2020 году — 21,5 тысячи за тонну. А вчера, 16 августа, она составила 48,1 тысячи за тонну СУГ. В ближайшее время ожидается продолжение роста биржевых цен. С учетом транспортировки биржевая цена в Новосибирске в переводе на литр составляет более 31 рубля, по данным на 16 августа, и это без учета производственных затрат. Чтобы не нести убытки, мы вынуждены пересматривать розничные цены 2 раза в неделю, — объясняет Виктор Тельцов.
Резкий рост на бирже, по словам Виктора Тельцова, отмечается с 20-х чисел июня. С чем связан рост на бирже, ему неизвестно.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fe/ba/37/feba37d02a9cbca1ff1ca9d57e97ddba/745x745_1_3c4ad9be06f5dd559a61bc08ddf2aa6d@745x745_0xbfVrr46W_4654377506273303472.jpg.webp)
В июле стоимость пропан-бутана составляла 25 рублей 50 копеек. Сейчас розничная цена голубого топлива — 34 рубля 90 копеек. Прошлым летом цена на СУГ составляла 24 рубля 10 копеек.
Как объясняет собеседник, особенно острой ситуация стала 5 августа, когда на Сургутском комбинате — крупнейшем поставщике СУГ — произошел крупный пожар. После этого на рынке возник острый дефицит сырья и цены на СУГ начали расти стремительными темпами.
Пожар на газохимическом комплексе «Газпрома», расположенном в нескольких километрах от Нового Уренгоя, начался в ночь на 5 августа, полностью справиться с огнем удалось только к утру следующего дня. Это крупнейшее предприятие по переработке углеводородного сырья в условиях Крайнего Севера, оно является частью Уренгойского газодобывающего комплекса.
— Колебания, которые происходят в рознице, связаны только с увеличением стоимости входящего ресурса. Цена на бирже выросла, входящий ресурс подорожал. Мы вынуждены сразу отражать это на розничной цене, потому что доходность минимальна и не позволяет сглаживать столь резкий рост цен, — отмечает Виктор Тельцов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/86/89/69/868969654aed514ca94cefa5ad151e45/656x438_1:5593_b2c31aad1fd9bc9af4ba58f8a7870a32@3000x2000_0xVBmGd6BH_6899037737436743918.jpg.webp)
Таким образом, считает собеседник, цена за литр газа в Новосибирске может достигнуть отметки в 38 рублей.
— Такое произойдет, если не остановится рост на бирже. Мы рассчитываем, что государство включится в этот вопрос и введет какое-то регулирование. Потому что в текущей ситуации отрасль просто может погибнуть, потому что такая цена на газ неоправданно высокая. Не должно быть такого, чтобы цена на газ из года в год росла на бирже больше чем на 100%, — отмечает коммерческий директор «ГазОйл».
«Идет целенаправленный разгон цен»
Повышение цен на пропан наблюдается по всей стране. Как отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, цены «растут колоссальными темпами». Но причину подорожания СУГ называет другую.
— Производителям выгодно отправлять на экспорт дополнительные объемы. Также растут цены и на другие энергоносители. В отличие от бензина, где цены регулируются понятийно — есть договоренность с крупнейшими нефтяными компаниями и обязательства продавать через биржу, и метана, где есть жесткое регулирование цен на газомоторное топливо, на рынке СУГов мы не видим какого-либо государственного регулирования. И производители вольны ставить абсолютно любые цены, которые кажутся им правильными и разумными. Сейчас идет определенная биржевая игра на повышение цен. И мы всё это видим. Идет целенаправленный разгон цен, — говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/13/f7/07/13f70719ac02ef43ef6e2a989a6372f5/656x438_1:5593_6ff20030aeaac27c54b71f0ebfeea4a9@3000x2000_0xdCAifWNe_9691696336715854926.jpg.webp)
Цены с начала мая выросли почти в 1,5 раза.
— При этом цена на газ в баллонах для населения регулируется антимонопольной службой, и здесь производители не могут разгуляться. А вот на рынке для автовладельцев они извлекают максимум прибыли. В России немного производителей СУГов, поэтому всё это происходит достаточно легко. Плюс подспорьем является биржа. Достаточно небольшим объемом торгов можно цену достаточно небольшими инвестициями резко поднимать и на основании этой биржевой цены завышать стоимость контрактов для всех остальных отраслей промышленности, — считает Антон Шапарин.
Эксперт думает, что взрыв на газохимическом комплексе «Газпрома» не сказался на подорожании СУГ.
— Он не оказал особо никакой роли. Потому что уже через 5 дней всё было восстановлено. Цены росли и до взрыва. Это было использовано биржевыми спекулянтами как дополнительный фактор, но взрыв не оказал влияния на реальные объемы на рынке. К сожалению, на рынке объемов зачастую недостаточно самого топлива. Потому что часто производителям выгоднее отправить всё на экспорт, — считает он.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4c/40/a7/4c40a7e27ae080f0c88614ca5b1f997f/656x438_1:5593_7195a4032ac1afedc99ca9f39c13893e@3000x2000_0xYwAl491j_8581015582478248568.jpg.webp)
Как остановить рост цен на СУГ
— Во-первых, нам необходимо ввести экспортную пошлину на СУГи. При экспорте будет платиться пошлина, соответственно, это снизит цены на внутреннем рынке прямо пропорционально размеру пошлины. Во-вторых, нам точно нужно отменить и перенести введение акцизов на СУГи. Потому что после введения акциза мы увидим рост цены еще на 3,5 рубля. Третье, нам необходимо прекратить биржевые спекуляции и отсечь от торгов трейдеров, как это сейчас происходит, — объясняет Антон Шапарин.
Помимо этого эксперт считает важным, чтобы государство вступило в переговорный процесс с производителями газового топлива и бензина.
— Если по бензину есть консенсус о том, какие лимиты не переходятся, то по СУГам такого консенсуса нет, то есть государство никак не регулирует. Последнее, оно же главное: нужно приравнять СУГи как моторное топливо к обычному баллонному газу, тарифы на который регулируются антимонопольной службой. Потому что это точно такой же газ для населения, это в любом случае социальный газ. И его необходимо в любом случае регулировать так же, как и газ для дачников, — считает собеседник.
По словам Антона Шапарина, нормальная цена на СУГи — это 0,5 от цены бензина. Газ должен снизиться от цены бензина АИ-92.
— Если сейчас АИ-92 стоит 45 рублей, соответственно, нормальная цена пропана — 22 рубля. К этой планке нам нужно стремиться, — говорит он.
От повышения цен на пропан, конечно, в первую очередь пострадают автомобилисты, но это может потянуть за собой и другие проблемы.
— Если же ничего не изменится, то газ продолжит дорожать и 2,5 миллиона автовладельцев, которые его используют, столкнутся с резким ростом затрат на топливо. Это прежде всего те, кто, во-первых, ездит много, они переоборудовались на газ. Во-вторых, это весь коммерческий транспорт: такси, малый коммерческий транспорт и автобусы. Поэтому мы увидим очень серьезный рост издержек в этих сегментах, а значит, и рост цен на такси, рост цен на прилавках, потому что будет дорожать доставка. К сожалению, это сейчас вне фокуса российского правительства. Мы планируем на следующей неделе направить целый ряд обращений в органы государственной власти с предложениями по снижению цен на СУГи. Посмотрим, как они отреагируют, — рассказал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ab/8e/04/ab8e042a39049bd5f86c67152b045e08/656x438_1:5593_a6ddfb6b4c58244d160bff287277db65@3000x2000_0xnqUd3A20_7782820336390733095.jpg.webp)
Проверка на сговор
Как рассказал житель Новосибирска Павел Такаев, ранее ООО «Газойл» и ООО «Сибгаз» были неоднократно оштрафованы прокуратурой за монопольный сговор.
Например, в декабре 2011 года Новосибирское УФАС России установило факт согласованных действий ООО «ГазОйл», ООО «Сибгаз» и ООО «Пропан-Бутан».
— В период с 1 сентября по 10 ноября 2011 года общества, занимающиеся реализацией СУГ, установили идентичные розничные цены и поддерживали одинаковый уровень цен путем их изменения (повышения) практически единовременно. Новосибирское УФАС России признало ООО «ГазОйл», ООО «Сибгаз» и ООО «Пропан-Бутан» нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», — сообщалось тогда на сайте Агентства нефтегазовой информации.
Журналист НГС направил запрос в новосибирское УФАС, чтобы узнать, проверяли ли они в этом году на предмет сговора производителей и продавцов топлива.
В конце июля аномально подскочили и цены на бензин. Мы изучили цены, скидки и причины непрекращающегося роста, а эксперты рассказали, чего ждать дальше.